Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы)

Тиунова О.В.

(Тиунова, О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25)

В данной статье представлена  система психолого-педагогического обеспечения спортсменов высокой квалификации, апробированная Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК в течение 7 лет. Она включает:

1. Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» человека.

2. Консультирование (очное или заочное):
- по вопросам спортивной психологии
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.

3. Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития

4.   Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки  к ответственным соревнованиям
- коррекции неблагоприятных состояний

5. Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в том числе - с  использованием специальных компьютерных программ биоуправления.

6. Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и коррекция состояния с использованием современных информационных технологий.

7. Оказание экстренной психологической помощи:
- срочный вызов на сбор,
- по мобильному телефону Call-центр,
- по e-mail.

8. Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен-спортсмен»,
- «спортсмен-команда»,
- «спортсмен-тренер».

9. На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка,
- психологическая поддержка  во время проведения соревнований,
- совместный со спортсменом и тренером  анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.

10.  Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.

        Групповая форма работы с командой предусматривает проведение бесед по темам, интересующим команду, а также обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.

          Дополнительного внимания требует работа в области социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры. Это направление работы может включать подготовку программного обеспечения для самообразования спортсмена в условиях спортивных сборов, профориентационное тестирование, а также организацию условий для освоения опытными спортсменами, заканчивающими спортивную карьеру, профессии спортивного психолога.

          Все перечисленные формы работы со сборной командой могут быть реализованы в любом объеме и сочетании, в зависимости от задач спортивной подготовки, а также результата предварительного анонимного опроса спортсменов и тренерского состава.

          Важно отметить, что современные информационные технологии и средства мобильной связи дают возможность спортивным психологам использовать не только очные, но и заочные формы работы с командами и отдельными спортсменами.

     Более подробно стоит остановиться на нескольких пунктах данного перечня.

Психодиагностика и мониторинг психофизического состояния:

Последние три года  в программе этапного  и текущего обследования (ЭКО и ТО) сборных команд страны введен блок оценки  психологического тестирования. В целом это важный шаг к возрождению системы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки спортивной элиты. Комплексным научным группам (КНГ) вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов и регламентирована содержательная направленность такой оценки.

По новому положению психологический блок ЭКО предусматривает регистрацию следующих показателей:  уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля,  волевой мобилизации,  уровень притязаний и самооценки,  потребности. Программа ТО, реализуемая в условиях сборов,  должна включать оценку  уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени  психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией была предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования, которая включает бланковые методики, а также последующую обработку и интерпретацию результатов.

Любое этапное комплексное обследование начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта,  разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих,  – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Мы рекомендуем следующее содержание психологического блока ЭКО:

- Опросник «Оценка психической надежности» (автор В.Э.Мильман)  для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

- Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,                  

- Опросник «Исследование самооценки» (авторы Дембо-Рубинштейн, модификация П.В.Яньшина) для оценки уровня притязаний и самооценки,

- Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» (автор Маслоу) для оценки потребностей.

 При желании эту батарею можно дополнить опросником «Степень хронического утомления» (автор А.Б. Леонова.) и цветовым тестом Люшера.     Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому:

 

Функциональный блок

 

Поведенческий блок

Психологический блок

Самочувствие

Активность

Настроение

Общая  работоспособность

Желание тренироваться

Психическое утомление

ЧСС за 20 сек., утром, лежа, сразу после пробуждения

Желание соревноваться

Тревожность

 

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

- уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

- оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

- уровень эмоционального состояния – суммарное  значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

- агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

- психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

- мотивационное состояние      – значение по шкале «Желание тренироваться»,

- степень психического утомления     – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Фактически спортсмен, получив специальный бланк, самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния.  Для последующей оценки достоверности информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Пожалуйста, оцените (из 10 баллов) насколько системно Вам удалось заполнять этот бланк?». Результаты такого подхода позволяют психологу правильно интерпретировать полученную информацию.  Использование средств мобильной связи делает возможным ежедневное получение показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения, как с ним, так и с тренерским составом. Представленная выше методология проведения психологического тестирования спортсменов высокой квалификации, членов сборных команд страны, была апробирована нами в 2010-2013 годах в нескольких сборных командах России и ведущих спортивных клубах.

Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов:

Данное направление работы предполагает использование психологом  индивидуальной и групповой статистики  самореализации спортсменом и командой своих технических навыков и игровых приемов. Ниже, в качестве примера, представлен результат игровой самореализации одного из спортсменов: нижний график – процент успешных подач, верхний – процент неудач.

 

Очевидно, что, опираясь на игровую статистику, спортивный психолог получает дополнительный материал для индивидуальной работы со спортсменом. При этом появляется возможность организовать и внутри командное «соревнование» среди игроков одного «амплуа»:        «самый эффективный», «самый надежный», «самый перспективный». Такая работа имеет не только  мотивирующее значение, но и улучшает взаимопонимание между спортсменами и тренерским составом. Этот подход был апробирован нами и успешно реализован в течение трёх игровых сезонов в волейбольном клубе Динамо (г.Москва).

В заключении важно подчеркнуть, что психолого-педагогическое сопровождение спортивной подготовки любой Сборной команды должно быть обоснованной,  апробированной,  комплексной,  гибкой и доступной  для контроля технологией работы.

Многолетний и успешный опыт работы сотрудников Лаборатории физической культуры и практической психологии может в полном объеме быть использован спортивными Федерациями России в подготовке сборных команд и ближайшего резерва.

 

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика