Особенности реализации учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодёжи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов

Фильченков Д.А., Ларина С.Г., Тиунова О.В.

(Фильченков, Д.А. Особенности реализации учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодёжи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов [Текст] /С.Г.Ларина, О.В.Тиунова// Здоровье нации – основа процветания России: материалы Х Всероссийского форума г.Москва, 28-30 апреля 2016 г./ Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» - Москва, 2016 – С 100-102) 

В связи с переходом системы высшего профессионального образования на учебные государственные стандарты третьего поколения перед вузовскими кафедрами физического воспитания и спорта (ФВиС) поставлены новые задачи.

Стандарты подготовки бакалавров содержат требования к результатам освоения основных образовательных программ в том числе и по физическому воспитанию (так называемые «общекультурные» и «профессиональные» компетенции). Прежняя Всероссийская типовая учебная программы  автоматически утратила свое значение, поскольку была разработана для обеспечения общего уровня физической  подготовленности, независимо от вида будущей профессиональной деятельности студентов. Нормативные требования по двигательной подготовке, представленные в ней, конечно,  учитывали гендерные особенности и фактор взросления юношей и девушек, однако имели усредненный характер и были общими для всех профилей высшего образования.

Образовательные стандарты третьего поколения предъявляют более высокие требования  к учебным программам по физическому воспитанию, которые теперь должны быть строго ориентированы  на профориентационную  подготовку в зависимости от выбранной студентом специальности. Все это требует пересмотра, доработки и совершенствования  методического обеспечения учебно-тренировочного процесса на кафедрах ФВиС в строгом соответствии с компетенциями ФГОС  по дисциплине «Физическая культура».

Очевидно, что учебно-методический материал, подготавливаемый и реализуемый кафедрами ФВиС теперь должен предусматривать формирование (в соответствии со стандартами) максимального числа общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров.

Анализ новых образовательных стандартов показал, что разработка  программ физического воспитания студенческой молодежи и, прежде всего, модернизация их теоретического раздела требует не только системного подхода, но и более широкого использования материалов из смежных отраслей знаний. Прежде всего, это касается области практической психологии, акмеологии, валеологии, общей педагогики, социологии, обществознания и даже истории спорта.      

Ниже, в качестве примера, перечислены все профили специальностей одного из крупнейших региональных учебных заведений высшего профессионального образования (Пензенского Государственного Технологического Университета): Биотехнология, Теоретическая и прикладная лингвистика,   Информатика и вычислительная техника, Экономика и управление, Экономика предприятий и организаций, Производственный менеджмент, Информационный сервис, Машины и аппараты пищевых производств, Технология машиностроения, Биомедицинская инженерия, Автоматизация технологических процессов и производств (энергетика), Управление качеством в производственно-технологических системах, Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, Информационные системы и технологии, Прикладная информатика в экономике, Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий, Инженерная защита окружающей среды.       Данный перечень иллюстрирует безусловный «технический» характер обучения будущих специалистов.

На таком фоне достаточно необычно выглядит перечень соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, формирование которых новыми образовательными стандартами «поручено» именно кафедрам ФВиС.

Нами проведен смысловой анализ этих компетенций по 17 перечисленным выше профилям специальностей, после чего все они были сгруппированы в шесть тематических блоков:

1) Формирование общей культуры:

«обладание культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире»,

2)  Ценностная ориентация:

- «ориентация в ценностях бытия, жизни, культуры, системе общечеловеческих ценностей, ценностно-смысловых ориентациях различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме»,

- «способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни».

3) Социальная адаптация и профориентация:

- «способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами»,

- «понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности» 

4) Формирование навыков самоорганизации:

- «способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни»,

- «выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования»,

- «сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура)».

5) Получение специальных знаний:

- «способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования»,

 - «способность использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»,

- «самостоятельное, методически правильное использование методов физического воспитания и укрепления здоровья».

6) Физическая и профессионально-прикладная подготовка: «достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Планирование учебно-методической работы кафедр ФВиС в рамках такой «логики» позволяет по-новому структурировать учебный материал, в том числе - теоретическую подготовку будущих бакалавров, планировать издание новых тематических учебных изданий, пособий и методических рекомендаций для самоподготовки, а также расширить арсенал используемых на занятиях по физическому воспитанию средств. Так, например, представляется целесообразным усиление акцента на профессионально-прикладную подготовку, использование ряда психологических тестов, элементов психологических тренингов и «деловых игр».

Особое значение в новых условиях приобретает и дополнительная подготовка, повышение квалификации преподавательского, тренерского состава кафедр ФВиС.

В связи с тем, что в технических вузах кафедры ФВиС являются подчас основной «гуманитарной» кафедрой, актуальным становится и обновление ее информационно-методической базы, в том числе  создание компьютеризированного «Консультативного информационно-диагностического центра».       Такой подход соответствует букве и духу происходящих в системе высшего профессионального образования преобразований и сможет обеспечить полноценное формирование  общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров.

Следует отметить, что формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде всегда являлось одним из приоритетов государственной социальной политики в нашей стране. Информационно-пропагандистская работа в этом направлении станет более эффективной, если при её планировании во внимание будут приниматься жизненные ценности и приоритеты современной молодежи и прежде всего - мотивация к достижению жизненного успеха, построения профессиональной карьеры и последующей эффективной самореализации.  Группировка компетенций, которые в современном образовательном процессе предстоит формировать у студенческой молодежи в рамках учебной дисциплины «Физическое воспитание и спорт», в тематические блоки  («Формирование общей культуры», «Ценностная ориентация», «Социальная адаптация и профориентация», «Формирование навыков самоорганизации», «Получение специальных знаний»  и «Физическая и профессионально-прикладная подготовка») даёт возможность более рационально планировать и проводить учебную и воспитательную работу, а также процесс физической и профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика