Актуальные вопросы методического и психологического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев

(Васильев Г.Ф. Актуальные вопросы методического и психологического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев [Текст] / Г.Ф.Васильев, О.В.Тиунова // Теория и практика физ.культуры. - 2017. - №2 - С.20-22)

Данная статья на английском языке здесь

Аннотация.

          Развитие любой отрасли знаний, отрасли человеческой деятельности требует периодической ревизии и переоценки накопленного опыта, используемых технологий и стимулирование профессиональной дискуссии. В статье сформулированы актуальные направления совершенствования научно-методического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев различной квалификации. Обозначены некоторые «болевые» точки развития спорта на современном этапе и предложены практические решения, основанные на многолетнем опыте авторов в научно-методической и психологической работе со спортсменами. Материал статьи призван вызвать плодотворную дискуссию в профессиональном спортивном сообществе и в то же время будет полезен научным работникам и тренерскому составу. 

Ключевые слова: единоборства, психологическая подготовка,  тренировочный процесс, контроль, тестирование 

          Введение. Развитие любой отрасли знаний, отрасли человеческой деятельности требует периодической ревизии и переоценки накопленного опыта, используемых технологий и стимулирования профессиональной дискуссии. 2016 год в жизни профессионального сообщества тренеров и спортсменов-единоборцев является знаковым, а значит, возможен плодотворный обмен мнениями и последующее решение целого ряда проблем, актуальных для развития спортивных единоборств. Наша статья является приглашением к такой дискуссии.

          Цель исследования – выявить актуальные направления совершенствования научно-методического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев различной квалификации.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди актуальных  вопросов совершенствования методического и психологического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев есть вопросы более общие, касающиеся всех участников процесса, и более частные, но именно их решение, как правило, имеет большую практическую ценность, так как они позволяют оперативно совершенствовать тренировочный процесс. Начнем с вопросов общего характера.

Первостепенное значение имеет анализ мировых тенденций развития каждого из видов спортивных единоборств. К этому процессу должны быть привлечены соответствующие эксперты – специалисты высокого класса. Их рекомендации позволят совершенствовать методическое обеспечение подготовки не только сборных команд, но и как следствие модернизировать все звенья подготовки спортивного резерва. Обычно эту функцию выполняют научные комиссии спортивных федераций или члены Исполкома. Однако их решения должны воплощаться в форму конкретных методических рекомендаций, адресованных тренерам и спортсменам. В этой связи уместно подчеркнуть необходимость создания  общественных комитетов - специальных «союзов спортсменов», роль которых пока явно недооценена. Эта организационная мера позволит сделать работу любой федерации более открытой, демократичной и действенной.

          Системный анализ опыта выступлений сборных команд на крупнейших мировых турнирах  позволяет  определить позитивные и негативные компоненты выступления ведущих спортсменов; обсудить меры по совершенствованию подготовки; оценить систему судейства и подготовить предложения по совершенствованию этой системы в соответствующие международные спортивные федерации; дополнить новыми разделами очередную Комплексную целевую программу подготовки сборной команды, а также модернизировать её содержание.

          Очевидно, что при этом условии даже после серьёзной спортивной неудачи вновь назначенному главному тренеру сборной команды будет проще организовать работу.

Особое значение в индивидуальной подготовке спортсменов имеет ретроспективный анализ соревновательной деятельности по комплексу наиболее значимых статистических показателей [3]. Такой анализ важен не только в методическом плане, он является полезным инструментом психологической подготовки спортсмена (влияет на его мотивацию, уверенность в своих силах и т.д.). Ретроспективный анализ даёт возможность и прогнозировать спортивную результативность, что также имеет большое «психологическое» значение [4].

Информация о динамике спортивного роста ведущих спортсменов становится хорошим мотиватором и для спортивного резерва и может быть с успехом использована тренерским составом для совершенствования планирования подготовки юных спортсменов [2].

Анализ финальных боёв боксеров на Олимпийских играх за период 1996 – 2016 гг. выявил, что 42% спортсменов увеличивают выполнение ударных действий от первого раунда к третьему [1]. Подобный анализ в других видах единоборств позволяет тренеру формировать «преимущественный» стиль ведения соревновательного поединка. Системный анализ видеозаписей  соревновательной борьбы, фактические данные о реализации технико-тактического мастерства в соревновательной деятельности является источником бесценной информации, позволяющей скорректировать тренировочный процесс на очередном этапе подготовки, а также спланировать целенаправленную работу над ошибками, в том числе с использованием моделирования соревновательной деятельности. Сопоставление арсенала приёмов, используемых спортсменом в поединке, с его фактическим арсеналом имеет как методическое, так и психологическое значение.

          Технология же эффективной психологической коррекции состояния спортсмена после поражения включает несколько методик [4], в том числе:

- подготовку спортсменом перечня  успешных действий, полезных состояний, эффективных решений, проявившихся в ходе соревновательной борьбы,

- четкое осознание спортсменом допущенных ошибок, формулирование соответствующих установок на следующее соревнование и подготовку плана исправления этих ошибок в тренировочном процессе.

Нельзя забывать, что за тысячелетия развития спортивных единоборств (в том или ином их воплощении) сложился достаточно устойчивый тип использования различных моделей подготовки. В зависимости от вида борьбы, этапа, предсоревновательной ситуации и других факторов тренером может быть использован тот или иной системно-структурный подход в комбинировании форм, средств и методов подготовки. Действительно, в лексикон тренеров и других спортивных специалистов давно вошли понятия «индивидуальный», «комплексный» подход, но нельзя забывать, что реализуются они в рамках многоуровневой системы управления подготовкой [1]. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность года настоящего.

Необходимо подчеркнуть, что начитается этот сложный процесс планирования с выполнения тренерским составом простейших профессиональных компетенций: составления плана-графика тренировочных нагрузок, проведения текущих педагогических наблюдений с количественной оценкой объема нагрузки и качества выполнения заданий, коррекцией очередного тренировочного плана.

Рациональная организация тренировочного процесса – оптимальное сочетание индивидуальных и групповых заданий, а также разнообразие применяемых в тренировках средств – являются очевидным резервом повышения эффективности тренировочной работы [3]. При этом модернизация системы подготовки высококвалифицированных спортсменов-единоборцев может быть основана на более рациональном использовании их индивидуальных физических возможностей, поскольку они в существенной степени лимитируют арсенал технико-тактических действий, используемых в поединке [1].

К сожалению, в последние годы в подготовке юных спортсменов-единоборцев наметилась опасная тенденция отхода от процедуры тестирования общей физической и специальной физической подготовки. Причем важно учитывать, что формирование соответствующей батареи тестов должно не только соответствовать основным метрологическим требованиям к тестированию, но предусматривать использование уже существующих тестов, имеющих нормативный характер.  Если в командах отсутствует периодическое тестирование общей физической и специальной физической подготовленности, это снижает ответственность спортсмена, его «включенность» в тренировочный процесс, мотивацию и уверенность в своих силах.

Нами проводится исследование, которое позволяет не только сформулировать основные составляющие психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, но и выявить круг вопросов, по которым мнение тренера и спортсмена расходятся. Именно эти вопросы требуют первоочередного решения или сближения позиций, поскольку являются  ресурсом повышения соревновательной эффективности спортсмена. В качестве иллюстрации  уместно привести примеры выявленной нами несистемной работу с видеоматериалами, практически полное отсутствие работы со «спортивным дневником», нечеткость формулируемого тренером плана соревновательной борьбы и т.д.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как результат соревновательной деятельности, технико-тактическая и психологическая подготовленность спортсмена, тесно связаны между собой [1].

В спортивных единоборствах особое внимание следует уделять методическим аспектам совершенствования техники выполнения приемов, которая отличается высокой степенью вариативности в связи с многообразием реакций и ответных действий соперника [3]. Возможным решением этой задачи является создание специальных стендов, позволяющих оценивать индивидуальные биомеханические характеристики приёмов и моделировать ту или иную соревновательную ситуацию [1]. Необходимым условием их оснащения является возможность специального биомеханического видеоанализа и телеметрической фиксации состояния спортсмена.  Всё это в дальнейшем должно сопоставляться с подобными же параметрами соревновательной борьбы. Моделирование параметров нагрузки осуществляется в точном соответствии с характеристиками, получаемыми в условиях соревнований. При этом очевидно, что технико-тактическое мастерство, проявляющееся в соревновательной деятельности, существенно зависит и от психологической готовности спортсмена [2].

Проведение этапного, текущего и оперативного контроля, осуществляемого в подготовке сборных команд страны, также актуально в подготовке клубных команд  и юных спортсменов. При этом не обязательно делать ставку на дорогостоящее и требующее специальной подготовки оборудование. Достаточно системно использовать традиционные методы педагогического контроля, куда входят как оценка нормативов подготовки, так и контроль реакции организма на тренировочную нагрузку. В отсутствии этой работы на первом этапе психологической подготовки спортсмена приходится восстановить его правильное понимание тренировочного процесса.

Психологических блок в организации этапного, текущего и оперативного контролябыл  апробирован в период 2009-2016 г. [4]. Он может быть использован в работе со спортсменами-единоборцами. Стала очевидной необходимость возвращение к технологии «спортивного дневника», однако его содержание должно быть модернизировано и включать разделы, касающиеся «жизненной базы», «спортивной базы», тренировочного процесса, психологической подготовки, подготовки к соревнованиям, соревновательной деятельности, анализа опыта побед и поражений [4].

Проведение психо-физиологических обследований юношей-единоборцев позволяет уже на ранних этапах подготовки выявить перспективных спортсменов. Так, например, в наших исследованиях с боксерами наиболее важным прогностическим фактором оказался минимальный разброс индивидуальных показателей относительно среднегрупповых. Разработка модельных характиристик психо-физиологического состояния спортсменов – тема по-прежнему актуальная и позволяет не только выделить перспективных спортсменов, но и взять под особый контроль многолетний цикл их подготовки, для того, чтобы избежать возможных в подростковом и юношеском возрасте снижения мотивации и потери интереса в целом  к занятиям спортом. Многолетний опыт психологического консультирования юных спортсменов показывает, что наиболее слабым звеном в их мотивации является непонимание задач тренировочного процесса и нечеткие перспективы спортивного роста [4].

В спортивных единоборствах регулярно меняются правила соревнований, постоянно совершенствуется научно-методическое обеспечение сборных команд, становятся  известными  зарубежные системы подготовки. Задача повышения квалификации тренерского состава не теряет своей актуальности, несмотря на высокий уровень общего информационного обеспечения спортивной отрасли. Наиболее востребована актуальная, проверенная, практически ориентированная информация методического характера.

Вывод. Согласно одному из психологических законов, цели и задачи можно сформулировать только тогда, когда уже появились условия и ресурсы для их реализации… Мы сформулировали ряд вопросов, решение которых зависит от слаженного взаимодействия всех тех, кто отвечает за финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, психологическое и информационное обеспечение спортивной отрасли. Вопросы поставлены и мы готовы к дискуссии!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев Г.Ф.  Оценка соревновательной деятельности как основа прогнозирования результатов в спортивных единоборствах /Г.Ф.Васильев, А.А.Новиков, Е.Я.Крупник, О.В.Тиунова // Вестник спортивной науки. - 2016.- №5. - С. 3-8.
  2. Гожин В.В. Формирование состояния боевой готовности спортсмена-единоборца: монография /В.В.Гожин, В.Л.Дементьев, С.В.Сизяев - М.: Физическая культура, 2009. – 204 с.
  3. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под редакцией А.Ф.Шарипова и О.Б.Малкова – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 224 с.
  4. Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) /О.В.Тиунова // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика