Системный анализ тематик диссертационных исследований как метод выявления основных тенденций развития спортивной науки

(на примере работ психологической направленности)

(Баранов В.Н., Захаров К.В., Тиунова О.В. Системный анализ тематик диссертационных исследований как метод выявления основных тенденций развития спортивной науки  / В.Н.Баранов, К.В. Захаров, О.В.Тиунова // Вестник спортивной науки. - 2017.- №2. - С. 64-70)

Аннотация.  Обсуждается использование математических методов анализа тематик диссертационных исследований в области физической культуры и спорта, позволяющих выявить основные тенденции развития спортивной науки.

Цель исследования: выяснение основных тенденций диссертационных исследований психологической направленности.

Методы исследования: статистическая обработка данных, контент-анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ. Результаты: в историческом аспекте отмечен переход от узкоспецифической тематики, характерных для работ периода СССР, к более общему направлению исследований. Были выделены 7 кластеров по преимущественной тематике исследований: первый – диссертационные исследования, рассматривающие физкультуру в самом широком контексте; второй – диссертационные исследования с большим «психологическим» акцентом; третий кластер – формирование и воспитание физических качеств и навыков; четвертый – чаще описывает  психические процессы и состояния спортсменов, а пятый включает различные аспекты профессиональной деятельности. Шестой кластер связан с психолого-педагогической деятельностью. Седьмой кластер включает экспериментальные и эмпирические исследования. По мнению авторов, такие исследования позволяют более четко определить малоисследованные вопросы психологического обеспечения спортивной отрасли, выявить приоритетные для исследователей и малоизученные виды спорта, определить наиболее актуальные для спортивной отрасли направления научных исследований.

Ключевые слова: анализ текстов, диссертационные исследования, контент-анализ, кластерный анализ, сравнительно-исторический анализ, спортивная наука, спортивная психология. 

SYSTEM ANALYSIS TOPICS DISSERTATION RESEARCH AS A METHOD TO IDENTIFY THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SPORTS SCIENCE

(on the example of the psychological orientation)

Baranov V. N., Zakharov K.V., Tiunova, O. V.

Abstract. The application of mathematical methods for the analysis of topics of dissertation research in the field of physical culture and sport,  allowing to identify the main trends in the development of sports science has been discussed.

Objective: To clarify the main trends of dissertation research of psychological orientation.

Methods: statistical data processing, content analysis, correlation analysis, cluster analysis.

Results: in the historical aspect there is a marked shift from a narrowly-specific subjects, characteristic for the Soviet period theses, to the more general direction of research. 7 clusters were identified by the predominant topics of research: the first – doctoral research, considering physical education in the broader context; second – doctoral research with large “psychological” accents; the third cluster – the formation and education of physical qualities and skills; the fourth predominantly describes the mental processes and the state of the athletes, and the fifth – includes a variety of aspects of professional activity. The sixth cluster is associated with psychological and educational activities. Seventh cluster includes experimental and empirical studies. According to the authors, such researches allow to define more clearly the little-explored issues of psychological support of the sports sector, to identify priorities for research and lesser known sports, to determine the most relevant to the sports industry research directions.

Key words: text analysis, dissertation research, content  analysis, cluster analysis, comparative  historical analysis, sports science, sports psychology.

 

Актуальность

 Очевидно, что тема диссертационной работы, изначально являясь совокупностью частного интереса ученого и позиции научного сообщества, корректирующего тему до приемлемой формулировки, отражает суть выполненного диссертантом исследования. Систематизация и анализ тематик диссертационных работ позволяет выявить важные тенденции и существенные закономерности развития спортивной науки. Эта работа проводилась во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта с 2003 года [1-9].

С целью выявления основных тенденций в планировании и проведении исследований по тематикам, касающимся спортивной психологии, математической обработке был подвергнут массив текстов, включавший названия 539 кандидатских диссертаций и 57 докторских диссертаций, защищенных за период с сентября 1941 по сентябрь 2016 г. Из них 251 исследование было проведено период существования СССР, а 345  - уже в новой России.

Методы исследования: статистическая обработка данных, контент-анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ [10-11].

Результаты исследования и их обсуждение

 Распределение диссертаций по типу и периоду написания приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение диссертаций по типу и периоду написания 

 

Докторская диссертация

Кандидатская диссертация

Докторская диссертация (%)

Кандидатская диссертация (%)

Россия

36

309

63,16

57,33

СССР

21

230

36,84

42,67

Всего

60

520

100

100

 

На рисунках 1-2 представлены графики двумерных распределений названий диссертационных исследований. Первый из них иллюстрирует «исторические» тенденции в выборе тематик. Второй – тематическую направленность кандидатских и докторских исследований. Здесь можно увидеть достаточно резкий переход от узкоспецифической тематики, характерной для работ периода СССР, к более общему направлению исследований, связанных с подготовкой физкультурных кадров. Тематика “Общие вопросы” была фактически заменена тематикой “Психология спорта” без изменения содержательной направленности этого направления исследований.

На рисунках 3-4 представлены временные графики плотности распределения диссертационных исследований.

Выявленные таким образом «хронологические» особенности исследовательской работы могул быть объяснены влиянием целого ряда факторов: экономическими условиями, отраслевой политикой, становлением и «угасанием» различных научных школ и др.  Можно, в частности, отметить небольшие спады количества работ во время экономических кризисов (конец 1970 -  начало 1980 годов, 1998 год).

 

(рисунки в статье увеличиваются по клику)

Рис. 1.  График распределения названий диссертационных исследований психологической направленности по периодам их написания.

 

Рис. 2. График распределения названий диссертационных исследований  психологической направленности по типам и темам

 

 

Рис. 3. График плотности распределения диссертационных исследований психологической направленности по времени их защиты

 

 

Рис. 4. График плотности распределения докторских и кандидатских диссертаций психологической направленности по времени их защиты 

По названиям диссертаций был проведен контент-анализ. В соответствии с этой методикой из формулировок диссертационных тем был составлен «корпус текстов». В корпусе все буквы были переведены в нижний регистр, удалены цифры и знаки пунктуации, а также «стоп-слова». Все слова были сокращены при помощи стемминга (процесс нахождения основы слова для заданного исходного слова) по алгоритму Snowball. Построен корреляционный граф, позволяющий определить, как часто те или иные термины встречаются совместно. Для этого были использованы  стандартные методы пакета TM [10] и рассчитан коэффициент Пирсона. Чем чаще конкретные слова встречаются вместе, тем ближе к единице будет их корреляция [11].

На рисунке 5 изображены слова, которые встречались более чем в 35 названиях, а также связи между ними (в качестве порога был выбран коэффициент корреляции равный r, равный 0,1). Такой низки порог коэффициента корреляции обусловлен тем, что каждый документ в корпусе включает сравнительно малое количество слов.

 

 

Рис. 5. График связей между самыми популярными словами в корпусе.

Также было построено «облако слов» (рис.6), которое позволяет визуализировать популярность (частоту использования) тех или иных понятий в названиях диссертационных исследованиях психологической направленности. 

 

 

Рис. 6. «Облако»  наиболее часто употребляемых в названиях диссертаций психологической направленности слов

     Корпус текстов был переведен в терм-документную матрицу (математическая матрица) с исходной частотой терминов, встречающихся в корпусе. На основе указанной матрицы был проведен иерархический кластерный анализ, позволяющий найти по ряду признаков основные структурообразующие темы. При этом использовалась манхэттенская метрика, а для объединения кластеров - метод Уорда, позволяющий выделить группы с наименьшим разбросом значений переменных.

В итоге были выделены семь кластеров с численностью текстов – 51, 58, 125, 148, 133, 44 и 37 соответственно. Каждый из них характеризует отдельную направленность исследований.  Так в первом кластере  наиболее часто встречающимися понятиями являются "физическая" и "культура". В эту группу попали диссертации, связанные с "социально-психологическими основами физической культуры", "средствами физической культуры", "уроками физической культуры". Сюда же вошли  темы, касающиеся высших учебных заведений физической культуры. В работах часто указывается выборка (студенты, курсанты, ученики и т.д.). То есть первый кластер – это диссертационные исследования, рассматривающие физкультуру в самом широком контексте и характеризующие конкретную профессиональную нишу.

Второй кластер включает диссертационные исследования с большими «психологическими» акцентами. В первую очередь это касается психологической подготовки спортсменов. Сюда же вошло больше всего отраслевых психологических категорий ("социальное", "индивидуальное", "личность", "деятельность", "психическое развитие").

Третий кластер четко описывает формирование и воспитание физических качеств и навыков. Одна из центральных тем здесь – возраст, причем исследуемый контингент в группе этих исследований  значительно "моложе", чем в первом кластере – это в основном младшие и старшие школьники.

Четвертый и пятый кластер несколько похожи, только четвертый  чаще всего описывает психические процессы и состояния спортсменов, а пятый – включает различные аспекты профессиональной деятельности.  Заметим, что понятие "деятельность" встречается достаточно часто и в четвертом кластере, но там оно в основном используется как психологическая категория, а не как обозначение объекта исследования.

Шестой кластер связан с психолого-педагогической деятельностью. В тематиках этой группы исследований речь идет о формировании навыков и этим кластер похож на третий, но больший уклон все же делается на специфику занятий, условий и т. д.

Седьмой кластер включает явные экспериментальные и эмпирические  исследования. 

Особого внимания заслуживает количество диссертаций, составивших каждый кластер. Так, например, кластеры 2, 3, 4, 6 и 7 - это явно отраслевые кластеры, соответствующие психологии развития, психологии воли, деятельностной психологии, педагогической психологии и экспериментальной (эмпирической психологии). Их численность 104, 46, 150, 32 и 36 диссертационных исследований соответственно. Это позволяет считать, что большинство работ были написаны в рамках отечественной парадигмы, где в центре - деятельность и развитие личности. Ожидаемо заметен низкий приоритет эмпирических и прикладных исследований (формирование навыков и др.). Несколько неожиданным оказалось то, что относительно небольшое число «физкультурно-спортивных» исследований  может быть отнесено к области педагогической психологии. Остальные два кластера (1 и 5) - это кластеры "физкультуры" и "профессиональной спортивной деятельности" (68 и 59 тематик). В них  представлены работы специалистов, для которых предмет исследования все-таки ближе к отрасли спорту, чем к практической психологии.

Если рассматривать динамику проведения диссертационных исследований во времени, то обнаруживается три закономерности:

1)  у эмпирических исследований наблюдался  всплеск в 1970-х годах, а потом работы такого характера практически исчезли;

2)  педагогическая тематика начала развиваться только с 1990-х годов;

3)  с 1995 года заметен относительно резкий рост темы, связанной с физической культурой. 

Заключение

 Данный материал касается диссертационных исследований только психологической направленности и является первым в последующей серии публикаций на эту тему. Но уже очевидно, что современные математические метода обработки текстовых данных могут быть полезны при проведении анализа динамических и многофакторных процессов, к числу которых, безусловно, относится спортивная наука.

Выполнение исследования в рамках диссертационной работы является достаточно высокой гарантией качества его организации и проведения. Есть основание надеяться, что дальнейшая систематизация диссертационных исследований в области психологии спорта, физического воспитания и формирования здорового образа жизни  позволит:

- более четко определить разработанные и малоисследованные вопросы психологического обеспечения спортивной отрасли;

-  выявить приоритетные для исследователей и малоизученные виды спорта, соотношения исследований, посвященных подготовке тренерского состава и подготовке спортсменов;

- определить наиболее актуальные для спортивной отрасли направления научных исследований. 

Литература

  1. Баранов, В.Н. Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта/ В.Н.Баранов, Б.Н.Шустин. – М.: Мир атлетов, 2008.-540 с.

  2. Баранов, В.Н. Организационные, социально-экономические, правовые и информационные основы развития физической культуры и спорта / В.Н.Баранов, Г.Н.Грец, Б.Н. Шустин. – Смоленск: ООО Принт-Экспресс», 2009.- 67 с.

  3. Баранов, В.Н. Легкая атлетика. Основные направления и тематика диссертационных работ по легкой атлетике [Текст] / В.Н.Баранов, Г.Н.Грец, Б.Н. Шустин. – М.: Принт-экспресс.-2010.-86 с.

  4. Баранов, В.Н. Тематика диссертационных исследований по физической культуре и спорту в 2011 г. / В.Н.Баранов, Б.Н.Шустин // Вестник спортивной науки. –2012. –№2. – С. 3-8.

  5. Баранов, В.Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам модернизации физического воспитания населения и массовой физической культуры / В.Н.Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. – 2013. – №2. - С. 8-13.

  6. Баранов, В.Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. –– 2013. - №5. - С. 7-15.

  7. Баранов, В.Н. Разработка организационных проблем управления физической культурой и спортом в России резерва / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. – 2014. - №5.- С. 3-6.

  8. Баранов, В.Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В.Н.Баранов, Б.Н.Шустин // Вестник спортивной науки. – 2015. -№ 4. - С. 3-9.

  9. Баранов, В.Н. Разработка информационной базы данных диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.Н.Баранов, В.А.Курашвили, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2016– №3. – С. 52-55.

  10. Feinerer, I. Introduction to the tm Package Text Mining in R - cran [Электронный ресурс] / I. Feinerer // 2015. - Режим доступа: https://cran.r-project.org/web/packages/tm/vignettes/tm.pdf (дата обращения: 25.06.2016).

  11. Francis, L. Text mining handbook [Электронный ресурс] /  L. Francis, M. Flynn // In Casualty Actuarial Society E-Forum.  - 2010. - с. 1-61. -  Режим доступа: http://www.casact.org/pubs/forum/10spforum/completes10.pdf (дата обращения: 25.06.2016).

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика