Изучение потребностей тренерского состава в психологическом обеспечении спортивной подготовки

(Кузнецова Т.Е. Изучение потребностей тренерского состава в психологическом обеспечении спортивной подготовки/ Т.Е.Кузнецова, О.В.Тиунова// Спортивный психолог - 2017. № 1 (44). - С.15-19.)

УДК 796.071.424.4

 A STUDY OF COACHING STAFF NEEDS IN PSYCHOLOGICAL ENSURING OF SPORTS TRAINING 

Кузнецова Татьяна Евгеньевна – педагог-психолог Информационно-методического центра по физической культуре и спорту, Нижний Тагил, Россия Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., +7 (932) 114-40-16.

Kuznetsova Tatyana – educational psychologist at the Information and methodological for center physical culture and sport, Nizhny Tagil, Russia. 

Тиунова Ольга Владимировна – доцент, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра физической культуры и спорта, Москва, ORCID iD 0000-0001-9301-0475; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., +7 (916) 507-08-75.

Tiunova Olga – Ph.D., Assistant Professor, researcher at the Federal science center of physical culture and sport, Moscow, Russia. 

Ключевые слова: тренеры-преподаватели, спортивные психологи, психологическое обеспечение спортивной подготовки.

Аннотация. Выявлены потребности тренеров-преподавателей в психологическом обеспечении спортивной подготовки. Разработан специальный тематический опросник. Анализ результатов опроса выявил различия в оценке значимости основных направлений психологической подготовки у тренеров-преподавателей мужчин и женщин, у тренеров-преподавателей разного возраста и стажа профессиональной деятельности, уровня образования. В ходе анкетирования определены наиболее эффективные и востребованные формы работы со спортивным психологом. Выявлены основные трудности тренерского состава в психологической подготовке спортсменов. Полученные данные позволят модернизировать психологическую работу по подготовке спортивного резерва. 

Keywords: coaches, sports psychologists, psychological support for athletic training.

Abstract. We have identified needs of the coaches in the psychological support of sports training and have developed a special thematic questionnaire.  The analysis of the survey results revealed differences in the assessment of the significance of the main directions of psychological training of coaches-teachers of men and women, trainers-teachers of different age and professional work experience, level of education. The survey has identified the most effective and popular forms of work with a sports psychologist. We have identified the main challenges of coaches in the psychological preparation of athletes. The obtained data will allow to modernize the psychological work on preparation of sports reserve. 

Актуальность исследования. Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению педагогического мастерства тренера-преподавателя [1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12], мало изученными остаются пока потребности тренерского состава в психологическом обеспечении подготовки спортивного резерва.

Для того чтобы организовать плодотворное сотрудничество с тренерским составом, спортивному психологу желательно заранее иметь представление об их актуальных запросах (потребностях в психологических знаниях и умениях) в зависимости от уровня образования, стажа педагогической работы, возраста и пола этих специалистов.

Цель исследования – выявить потребности специалистов по физической культуре и спорту в психологическом обеспечении подготовки спортивного резерва  и определить социально-демографических особенностей  их запросов для организации последующей информационной, лекционной и консультативной работы с тренерским составом Свердловской области.

Организация исследования. Проведен опрос тренеров-преподавателей муниципальных детско-юношеских спортивных школ и специализированных спортивных школ олимпийского резерва города Нижний Тагил, Свердловской области. В исследовании приняли участие 157 тренеров-преподавателей (55 женщин и 102 мужчин),  представляющих 26 видов спорта (35% - командные, 19% - единоборства, 18% - виды спорта с эстетической направленностью,15% - циклические, 8% - скоростно-силовые, 5% - технические виды спорта). Такое разнообразие отражает реальную «кадровую» ситуацию в Свердловской области и позволяет при планировании групповой работы психолога с тренерским составом учитывать наиболее общие потребности в информации психологического характера, что соответствует цели исследования.

Возраст респондентов от 20 до 72 лет. Большинство тренеров имели стаж работы в отрасли свыше 10 лет. Высшее физкультурное образование имели 38% опрошенных, среднее физкультурное образование – 11%.

Методы исследования. Разработан тематический опросник, основанный на опыте коллег [11], требованиях профессионального стандарта к должности «тренер» [6], Положении об организации федеральных экспериментальных (инновационных) площадок [5].  

Результаты исследования. На рисунке 1 представлен общий рейтинг основных трудностей психологического характера, с которыми тренеры чаще всего встречаются в своей работе со спортсменами.

 

 Рисунок 1 – Основные направления психологической подготовки спортсменов (%) 

Наиболее важными, с точки зрения тренерского состава, направлениями психологической подготовки спортивного резерва являются:

- повышение устойчивости к соревновательному стрессу и улучшение концентрации внимания спортсменов (48% и 40% соответственно);

- умение спортсменов осмысливать собственные действия и повышение мотивации к занятиям спортом  (по 26%);

- воспитание личностных качеств и волевая подготовка (по 20%);

- улучшение саморегуляции неблагоприятных состояний (19%);

- формирование умения анализировать собственные победы и поражения (17%);

- формирование умения работать в команде (13%).

Среди опрошенных 16% затруднились сформулировать сложности в психологической подготовке спортивного резерва, либо не испытывают таковых.

Анализ результатов позволил выявить приоритеты тренеров – мужчин и женщин в актуальности основных направлений психологической подготовки спортсменов (Рисунок 2).  

 

Рисунок 2 – Значение основных направлений психологической подготовки в зависимости от гендерного фактора (%)

Отличия в значимости основных направлений психологической подготовки проявились в следующем:

- тренеры – женщины выше оценивают значение мотивации, волевой подготовки и умение анализировать победы и поражения;

- тренеры – мужчины считают более важным улучшение саморегуляции неблагоприятных состояний спортсменов.

В результате сравнения трех возрастных групп тренеров-преподавателей также обнаружены отличия в выборе актуальных направлений психологической подготовки спортсменов (Рисунок 3). 

 

Рисунок 3 – Значение основных направлений психологической подготовки в зависимости от возраста респондентов (%)

Можно предположить, что одновременно с приобретением жизненного опыта респондентов повышается значимость концентрации внимания спортсменов и умения осмысливать собственные действия.

Анализ различий выбора, связанных со стажем работы тренеров-преподавателей (Рисунок 4) показал, что с повышением стажа педагогической деятельности увеличивается значимость умения спортсменов осмысливать свои действия и формирование личностных качеств спортсмена.

 

 Рисунок 4 – Значение основных направлений психологической подготовки в зависимости от стажа педагогической деятельности респондентов (%)

Начинающие тренеры-преподаватели считают основными трудностями психологического характера низкий уровень стрессоустойчивости, концентрации внимания, саморегуляции спортсмена. Менее важными направлениями психологической подготовки эта категория спортивных специалистов считает  умения осмысленность действий, анализ опыта побед и поражений, воспитание личностных качеств.

Мнение тренеров-преподавателей в зависимости от уровня их образования представлено на рисунке 5. 

 

Рисунок 5 – Значение основных направлений психологической подготовки в зависимости от профиля образования респондентов (%)

Тренеры-преподаватели, имеющих высшее физкультурное образование, в отличие от других своих коллег подчеркивают важность стрессоустойчивости спортсменов, их умения осмысливать выполняемые действия и высокий уровень мотивации.

Заключение. В результате проведённого исследования были определены актуальные потребности специалистов по физической культуре и спорту в психологическом обеспечении подготовки спортивного резерва, выявлены некоторые социально-демографических особенностей  их запросов, что позволяет повысить информативность последующей лекционной и консультативной работы с тренерским составом Свердловской области, а также модернизировать работу по психологическому обеспечению подготовки спортивного резерва.

С подобного опроса-анкетирования целесообразно начинать сотрудничество спортивного психолога с тренерским составом любой спортивной организации. 

Список литературы:

  1. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера /А.А. Деркач. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.
  2. Корх, А.Я. Тренер: деятельность и личность. / А.Я. Корх. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 38 с.
  3. Попов, А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 219 с.
  4. Передельский, А. А. Проблема раннего спортивного отбора – зона борьбы тенденций экстремализации и оптимизации в спортивной деятельности / Передельский А.А. // Экстремальная деятельность человека. – 2016. – №2(39). – С. 51-54 
  5. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 августа 2013 года № 674 «Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва» [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/28343/ (дата обращения: 30.12.2016).
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 №33035) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 41, 13.10.2014.
  7. Скотникова, А. В. Имитация целостности прогностической профессиональной сферы деятельности / А. В. Скотникова // Экстремальная деятельность человека – 2016. – №3(40). – С. 44-52.
  8. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. – М.: 2010. – 120 с.
  9. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – СПб: Питер, 2002. – 384 с.
  10. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. – М.: Советский спорт, 2005. – 286 с.
  11. Тиунова, О.В. Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава / О.В. Тиунова, В.А. Апросимов // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука», г. Якутск, 06 февр. 2014. – Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С. 251–253. 
  12. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства / А.М.Якимов. – М. : Терра-Спорт, 2003. – 176 с

References:

  1. Derkach, A. A. Pedagogical skill of the coach / A. A. Derkach. – M.: Physical culture and sport, 1981. – 375 р.
  2. Korkh, A. Y. Coach: activity and personality. / A.Y. Korkh. – M.: Terra-Sport, 2000. – 38 р.
  3. Popov, A. L. Sports psychology / A.L. Popov. – M: Moscow psychology-social Institute. Flint, 1998. –219 р.
  4. Peredilskiy, A. A. The problem of early sports selection area of the struggle of trends extremalization and optimization in sports activities / A.A.Peredilskiy // Extreme human activities. – 2016. – №2(39). – pp. 51-54
  5.  Order of the Ministry of sport of the Russian Federation of 27 August 2013 № 674 «About organization of works on creation of the Federal experimental (innovative) areas for improving the system of training of sports reserve» [Electronic resource] – Mode of access: http://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/28343/ (accessed: 30.12.2016).
  6. Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 7 April 2014 № 193н «About approval of professional standard "Coach"(Registered in Ministry of justice of Russia 10.07.2014 № 33035) // "Bulletin of normative acts Federal Executive bodies», № 41, 13.10.2014.
  7.  Skotnikova, A.V. Simulation of the predictive integrity of a profession / A. V. Skotnikov // Extreme human activities– 2016. – №3(40). – pp. 44-52.
  8. Sopov, V. F. the Theory and technique of psychological preparation in modern sport / V. F. Sopov. – M.: 2010. –120 C.
  9. Sports psychology in works of domestic experts / Sost. and General edition by I. P. Volkov. – SPb.: Peter, 2002. – 384 p.
  10.  Sports psychology in the works of foreign experts / Sost. and General edition by I. P. Volkov.With. Tsikunova. – M.: Soviet sport, 2005. –286 p.
  11. Tiunova, O. V. Features of psychological support of sports training from the perspective of coaches / O. V. Tiunova, V. A. Abrosimov // Materials of international scientific-practical conference "Problems and prospects of training of highly qualified athletes in archery", Yakutsk, 06 Feb. 2014. –Kirov: international centre of research projects, 2014. P. 251–253.
  12. Yakimoв, A. M. Fundamentals of coaching excellence / A. M. Yakimoв. –M.: Terra-Sport, 2003. – 176 р. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика