Психологическое обеспечение спортивной подготовки: содержание и принципы реализации
О.В.Тиунова
(Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки: содержание и принципы реализации [Текст] // Материалы международной научной конференции "Ананьевские чтения-2016. Психология: вчера, сегодня завтра", 25-29 октября 2016 г., в 2-х томах.Том 2./отв.ред.А.В.Шаболтач, Н.В.Гришина, С.В.Медников, Д.Н.Волков - СПб.: Айсинг, 2016 - С.263-267)
В данном материале кратко представлена система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, апробированная сотрудниками Лаборатории физической культуры и практической психологии в течение 16 лет. Она основана на результатах опросов спортсменов высокой квалификации, в т.ч. членов сборных команд России, и предусматривает следующие формы работы спортивного психолога:
1. Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» человека;
2. Консультирование:
- по вопросам спортивной психологии,
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
3. Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития;
4. Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям,
- коррекции неблагоприятных состояний.
5. Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в том числе - с использованием специальных компьютерных программ биоуправления;
6. Проведение мониторинга психофизического состояния спортсмена и коррекция состояния;
7. Оказание экстренной психологической помощи:
- срочный вызов на сбор,
- по мобильному телефону Call-центр,
- по e-mail.
8. Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен-спортсмен»,
- «спортсмен-команда»,
- «спортсмен-тренер».
9. На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка,
- психологическая поддержка во время проведения соревнований,
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
10. Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.
Групповая форма работы с командой предусматривает проведение бесед по темам, интересующим команду, а также обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.
Дополнительного внимания требует разработка дополнительных индивидуализированных программ психологической подготовки для спортсменов, получивших травму, а также социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры. Это направление работы может включать подготовку программного обеспечения для самообразования спортсмена в условиях спортивных сборов, профориентационное тестирование, а также организацию условий для освоения опытными спортсменами, заканчивающими спортивную карьеру, профессии спортивного психолога.
Важно отметить, что современные информационные технологии и средства мобильной связи дают возможность спортивным психологам использовать не только очные, но и заочные формы работы с командами и отдельными спортсменами.
Все перечисленные формы работы с командой могут быть реализованы в любом объеме и сочетании, в зависимости от задач спортивной подготовки, а также результата предварительного анонимного опроса спортсменов и тренерского состава.
Особо следует подчеркнуть, что деятельность спортивного психолога в команде окажется востребованной и эффективной, если «технология» его работы будет соответствовать ряду требований. Она должна быть:
- обоснованной и апробированной,
- комплексной,
- относительно универсальной (модульной),
- алгоритмизированной (гибкой),
- логичной и понятной спортсменам, тренерскому составу,
- доступной для контроля.