Доклад на Конференции "Ананьевские чтения-2018"

23-26 октября в Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция "Ананьевские чтения-2018. Психология личности: традиции и современность". 
В работе секции "Личность в спорте и физической культуре" приняла участие руководитель Лаборатории О.В.Тиунова. Ею сделан доклад "Психолого-педагогическое обеспечение спортивной подготовки: содержательный и организационный аспекты".
 
 
 
 

Третья научно-практическая конференция "Спортивная психология: системный подход и обоснованные технологии"

Научно-методическое объединение «Лаборатория физической культуры и практической психологии» совместно с  Национальным Институтом Биомедицины и Спорта» провели Третью научно-практическую конференцию с международным участием "Спортивная психология: системный подход и обоснованные технологии".

Её цель – обмен опытом, обсуждение актуальных вопросов организации:

- психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва,

- помощи юным спортсменам, их родителям и тренерскому составу.

Первая такая Конференция успешно проведена нами 25 октября 2016 г. на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины"

Вторая – 17 октября 2017 г. (http://www.self-master-lab.ru/about/news/576-vtoraya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sportivnaya-psikhologiya-sistemnyj-podkhod-i-obosnovannye-tekhnologii.html)

На Конференции 16 октября были сделаны доклады:

1)  Энгель Лариса Николаевна (г. Новосибирск) – Методика самодиагностики спортсмена –  СКАЙП  - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

2)  Фомина Геннадия Константиновича (г. Москва)  – Использование видеосъемки в работе спортивного психолога - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ]

3)  Тиуновой Ольги Владимировны (г. Москва)  – Системный подход к организации психолого-педагогического обеспечения спортивной деятельности -[Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

4)  Сизова Лариса Валентиновна - (г. Киев, Украина) – Методика коррекции состояний в работе с юными спортсменами - [ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

5)  Рыльцов Вячеслав Олегович (г. Москва) – Психологические особенности работы организаторов спортивных мероприятий - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ]

6)  Москаленко Константин Юрьевич (г. Краснодар) – Диагностика ценностных ориентаций инструкторов тренажерного зала в фитнес-клубах - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ]

7)  Махрова Натальи Николаевны (г. Калуга) – Спортсмен и психолог: первые шаги взаимодействия - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

8)  Кузнецова Елена Николаевна (г. Днепр, Украина) – Метафорические ассоциативные карты как инструмент коррекции состояния спортсмена – СКАЙП -[Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

9)  Кузнецова Анна Борисовна (г. Барнаул) – Применение гештальт-подхода в работе спортивного психолога – СКАЙП - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

10)  Кириллова Ольга Викторовна (г. Тюмень) – Влияние биологической обратной связи на укрепление эмоционального интеллекта хоккеиста - [Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.]

Среди слушателей были те, кто ранее прошел обучение на наших Курсах повышения квалификации «Спортивная психология», специалисты, которые планируют такое обучение в будущем и студенты-магистранты Московского городского педагогического университета. 

Очередная Конференция намечена на октябрь 2019 г.

Завершилось обучение 16-й группы на Курсах "Спортивная психология" и трех дополнительных семинарах

С 1 по 12 октября 2018 г. проведены очередные Курсы повышения квалификации по направлению "Спортивная психология" (72 часа). Как обычно, первая часть обучения была заочной, а вторая была организована на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта" (г. Москва).

Обучение прошли психологи и тренеры из Вологды, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Москвы, Московской области. К нам приехали коллеги из Республики Казахстан и Украины. К учебной группе присоединились также 13 студентов-магистрантов «Московского городского педагогического университета».

После основного курса обучения были проведены три очно-заочных  научно-практических  семинара:

- Психодиагностика в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов,

- Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия,

- Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования. 

Наше профессиональное общение со слушателями будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы. 

Очередные Курсы и семинары запланированы на февраль 2019 г.

Принимаем предварительные заявки!

"Как вырастить Чемпиона?" - интервью спортивного психолога для портала "7я.ру"

Как вырастить настоящего чемпиона? Вопрос сложный и требующий предметного обсуждения. Редакция портала 7ya.ru встретилась со спортивным психологом Тиуновой Ольгой Владимировной, чтобы ответить на вопросы, которые чаще всего интересуют родителей начинающих спортсменов.

1. В последнее время занятия в спортивной секции многие родители считают обязательным приложением к школе и детскому саду. Каким детям и в каком возрасте не нужен спорт в таком формате? Чем его можно заменить, чтобы все же выработать привычку к физической активности?

Ответ на этот вопрос прост: спорт в его детском воплощении не нужен только тем детям, чьё свободное время и без того полностью занято полезными, а главное, увлекающими ребёнка занятиями. Но что-то «спортивное» обязательно нужно ребёнку «показать», и это не один тип занятий – ребёнку нужно предоставить выбор. Самое правильное, если в юности у него будут основания сказать: «Я знаю футбол, теннис и гимнастику. Занимался(-ась).»

Спорт за счёт особых условий организации этого вида деятельности, особых (рабочих!) отношений между участниками этого процесса является полезной почвой для правильного взросления. Здесь и тренировка тела, и тренировка духа. Поэтому думая о благе ребёнка, родителям следует использовать все возможности для приобщения своего чада к спорту. Ну, и выполнение упражнений-комплексов, элементов соревнования в домашних условиях, на природе, во дворе и т.д. никто, конечно, не отвергает. Это – минимальный уровень физического воспитания.

2. Как определить, какой вид спорта (или шире – какие занятия) больше всего подходят ребенку? Как это можно понять – про дошкольника, школьника, подростка – если он сам не проявляет инициативы?

При выборе вида спорта можно исходить из нескольких принципов:

а) выбираем, опираясь на антропометрические показатели. Более рослый, крупный ребёнок по сравнению со сверстниками, вероятно, будет в спорте и более успешным. Хотите создать ему атмосферу заслуженного успеха? Переходите к следующему этапу – предложите выбор. Пробуйте разные виды спорта. Многое в дальнейшем будет зависеть от обстановки в конкретной секции, клубе.

б) выбираем, исходя из психологических особенностей ребёнка. Компанейский, заводной, активный, общительный – значит командные виды спорта. Самодостаточный, независимый, избирательный – индивидуальные виды. И дальше точно также – нужно пробовать…

в) выбираем «от противного». Неуверен, боязлив – единоборства помогут понять, что ты не хуже других! Уже не страшно. Теперь не страшно!

г) выбираем, исходя из интересов. Любит животных – конный, кинологический спорт. Проявляет склонность к эстетике – художественная гимнастика, синхронное плавание… Зачитывается Дюма – фехтование. «Технарь» - значит картинг, вело, авто и пр. и пр.

Наверняка есть и другие подходы. Вообще спортивной наукой разработаны разные системы отбора талантливых спортсменов - генетические исследования, дерматоглифика, психологические тесты, функциональное тестирование, двигательные тесты и др. Набирают популярность социальные городские программы комплексного характера - «Выбери спорт»…

А ведь есть ещё и семейные традиции. И спортивный опыт родителей может увлечь ребёнка, а в дальнейшем помочь ему.

3. Ребенок просится в тот или иной спорт. Родители сомневаются – у них предубеждения по поводу этого вида спорта и здоровья, дорого, некому возить и т.п. Какое решение принять?

Снять все собственные сомнения – это единственное решение в подобной ситуации. Желательно знакомить ребёнка с видами спорта (пробные тренировка, дни открытых дверей и др.) по уже подготовленному вами списку (стоимость, объём и время занятий, транспортная или «пешая» доступность, качество спортивной базы и др.). И, наверное, лучший вариант - заранее подойти на занятие секции и поговорить с родителями, имеющими подобный «опыт»…

4. Родители мечтают, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта. Ребенку все равно или он против. Какое решение принять? Последствия решений, плюсы и минусы.

В любом случае нужно пробовать… Спорт от занятий физической культурой отличается стремлением к победе. И когда ребёнок, попадая в спортивную среду, чувствует, что за ним есть заинтересованный, умный взрослый – это придаёт ему силы и исходно создаёт полезный «тыл» (он не один пришёл сюда бороться и побеждать, у него есть своя «команда» за спиной). Плохо, если нереализованные спортивные амбиции родителей переносятся на сына или дочь - появляется давление, звучат резкие оценки и ребёнку начинает казаться, что теперь любовь близких к нему зависит от его спортивных успехов.

5. Ребенок начал заниматься в спортивной секции и через месяц-два отказывается ходить на тренировки. Что делать родителям?

Разобраться в причинах этого разочарования. Может оказаться, что, находясь «в процессе», будучи внутри спортивного коллектива, он столкнулся не с естественными тренировочными трудностями, а с чем-то иным…Его разочарование может быть связано с поведением тренера, с не комфортной обстановкой в спортивной группе, с непониманием сложных спортивных задач, неумением анализировать первый опыт побед и поражений.

О возможных и совершенно естественных неудачах юного спортсмена нужно предупреждать заранее. Спорт – это борьба. Борьба с собой и с соперником.

6. Как часто можно менять занятия (начал, бросил, пошел на что-то еще)? Чему учит смена занятий по желанию ребенка? Чему учит, если родители настаивают на продолжении и завершении какого-то этапа (дозаниматься до конца года и т.п.)?

В спортивной подготовке существует своя тренировочная периодизация (этак, цикл, сезон и др.). Конечно, желательно, начав тренировки, довести дело до какого-то логически понятного промежуточного финала. А потом, если появились сомнения, сделать паузу. Не обсуждать тему «ухода», а дать ребёнку подумать самому, поскучать…Но всё-таки лучше дольше выбирать «свой» вид спорта, чем раз и навсегда отбить у ребёнка интерес к физической активности.

Есть ещё один важный момент: ребёнок должен знать, что в начале тренировок будет тяжело - будут болеть мышцы, тренер будет удивительно не похож на маму с папой (об этом ребёнка стоит предупредить), но через 2 месяца много изменится – организм перестроится и адаптируется к нагрузкам. Похоже, эти два месяца и могут стать ориентиром для промежуточного подведения итогов - «уходим-остаёмся».

7. Какому ребенку стоит идти в большой спорт, а какому лучше не надо? К чему надо быть готовым родителям спортсменов?

Заранее об этом ничего сказать нельзя… До «большого спорта» нужно…дойти, дорасти. А тем, кто понял, что:

- путь уже пройден большой и пройден успешно,

- ребёнок увлечен спортом, его там ценят,

- пора серьёзно планировать будущее, выбирать профессию, думать о карьере, о взрослой жизни,

я могу посоветовать подключить к подготовке вашего юного спортсмена опытного спортивного психолога. Для того, чтобы всё выстраивалось уже «по-взрослому», системно, комплексно, рационально, четко и … спокойно.

8. Плюсы и минусы (в т.ч. здоровье, карьера) большого спорта для ребенка. Можно ли вырастить чемпиона и не испортить ребенку жизнь?

Наша жизнь состоит из двух вещей: из времени и из выбора, который мы постоянно делаем. До «чемпионства» путь очень долог. На этом пути много труда и «развилок». Нельзя стать Олимпийским Чемпионом и вдруг осознать, что «я испортил себе жизнь». Но можно потратить много времени, средств и сил и НЕ вырастить Чемпиона и этим…усложнить жизнь своему ребёнку, лишив его качественного образования, например, полноценного развития… Какой выход? Только один: пробовать, искать варианты, свой спорт, двигаться по «спортивному пути» обдуманно и рационально, оперативно «решая проблемы по мере их поступления».

Курсы по спортивной психологии и три тематических семинара в Москве с 1 по 15 октября

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас на КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  по программе «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (72 часа), которые будут проводиться

с 1 октября по 12 октября.

Обращаем ваше внимание, что с 1 по 7 октября запланирована индивидуальная заочная работа со слушателями в Skype и по e-mail. Очная часть обучения будет проходить с 8 по 12 октября в Москве на базе АНО ДПО "Национальный Институт Биомедицины и Спорта".

Учебный материал адаптирован для трех категорий слушателей – для психологов, тренеров, методистов и спортивных врачей.

Задача обучения – сформировать систему психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки с учетом особенностей любой  спортивной организации.

В процессе работы используются тематические видеоматериалы, обсуждаются примеры и проблемных ситуаций из спортивной практики, разбираются  диагностические  методики и алгоритмы практической работы.

Слушатели обеспечиваются обширным методическим материалом на бумажных и электронных носителях.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации  НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

Важно! Сотрудничество Лаборатории со слушателями Курсов будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Более подробную информацию см.здесь

Стоимость обучения  35.000 рублей.  

Внимание! Призеры Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира любых лет могут пройти у нас обучение бесплатно.

Дополнительно 13, 14 и 15 октября будут проведены три тематических однодневных семинара:

          13 октября (суббота) – Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов.

          14 октября (воскресенье) - Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия.

          15 октября (понедельник) – Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

          Для всех участников семинаров предусмотрен большой раздаточный материал (в бумажном и электронном виде).

          По окончании работы семинара каждому  будет выдан соответствующий сертификат.

Стоимость участия в одном семинаре:

- для тех, кто когда-либо проходил обучение на наших Курсах – 6 000 руб.

- для остальных желающих – 12 000 руб. 

Просим присылать заявки, а также передать информацию о Курсах и семинарах коллегам и другим заинтересованным лицам.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Для желающих стать кандидатами наук!

Уважаемые коллеги!
Те из Вас, кто
- хотел бы, выполнив соответствующее исследование, стать кандидатом педагогических наук по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»,
- интересуется вопросами спортивной психологии или психологией здоровья,
- имеют экспериментальную базу для проведения исследования
могут поступить в заочную аспирантуру ФГБУ ФНЦ ВНИИФК или стать «соискателями» ученой степени (экстернами).

Срок обучения в заочной аспирантуре = 4 года, стоимость первого семестра =31 500 руб., общая стоимость обучения составит примерно 200 т.руб. После окончания аспирантуры ( независимо от выполнения или невыполнения диссертационного исследования) выдаётся Диплом с записью «Исследователь, преподаватель- исследователь».

Срок обучения в экстернате не ограничен. Стоимость сдачи трёх кандидатских экзаменов составит 21 000 руб. После завершения большей части работы потребуется заключить договор с ФГБУ ФНЦ ВНИИФК на 49 000 руб.

Аспирантура ФГБУ ФНЦ ВНИИФК в период с 03 сентября по 21 сентября 2018 г. проводит прием документов в аспирантуру.
В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее образование (магистратура или специалитет) и успешно сдавшие вступительные экзамены по следующим дисциплинам:
- специальность;
- иностранный язык;
- философию.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 17 октября.

 

 

Второе интервью спортивного психолога программе «Околоспорт на Чемпионате Мира» (радио "Говорит Москва")

8 июля 2018 г. ведущий программы "Околоспорт" (радио "Говорит Москва") попросил спортивного психолога О.В.Тиунову прокомментировать по телефону ряд эпизодов Чемпионата Мира по футболу. Аудио файл этой беседы представлен ниже. Всё передачу можно послушать здесь - https://govoritmoskva.ru/broadcasts/220/   

Завершилось обучение 15-й группы на Курсах "Спортивная психология"

С 11 июня по 22 июня 2018 г. проведены очередные Курсы повышения квалификации по направлению "Спортивная психология" (72 часа).
Как обычно, первая часть обучения была заочной, а вторая - на базе АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта".
Обучение прошли психологи из Ижевска, Москвы, Новосибирска, Тюмени. Два слушателя приезжали к нам повторно.

После основного курса обучения были проведены три дополнительных обучающих семинара:
- Психодиагностика в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов,
- Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия,
- Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

Наше профессиональное общение со слушателями будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Очередные Курсы запланированы на октябрь 2018 г..
Принимаем предварительные заявки!

  

Интервью спортивного психолога программе «Околоспорт на Чемпионате Мира» (радио "Говорит Москва")

23 июня 2018 г. ведущий программы "Околоспорт" (радио "Говорит Москва") попросил спортивного психолога О.В.Тиунову прокомментировать по телефону ряд эпизодов Чемпионата Мира по футболу. Аудио файл этой беседы представлен ниже. Всё передачу можно послушать здесь - https://govoritmoskva.ru/broadcasts/220/  

Выездной обучающий семинар по спортивной психологии, работа с командой и рабочие встречи в г. Астана

19-22 мая 2018 г. на базе Института Социальных Технологий (г. Астана, Республика Казахстан) проведён обучающий семинар  для психологов, тренеров, методистов и руководителей спортивных организаций по теме «Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки: идеальная модель и простейшие формы реализации» (32 часа).

 

Семинар состоялся при  поддержке Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, с которым много лет сотрудничает Научно-методическое объединение «Лаборатория физической культуры и практической психологии» (г. Москва, Россия).

 

Информация о Семинаре размещена на официальных сайтах Комитета по делам спорта и физической культурыНационального Паралимпийского Комитета Республики Казахстан и Института Социальных Технологий.

 

 

Обучение включало очный и заочный компонент. В нем приняли участие  26 слушателей из нескольких регионов страны.

 

  

 

 

Работа Семинара  была организовано так, что  помимо освоения программного материала  слушатели смогли  получить ответы на интересующие их вопросы  и проконсультироваться индивидуально  у спикера  -  ректора НИБИС, спортивного психолога  О.В. Тиуновой.

Также все слушатели приняли участие в специальном анкетировании по актуальным вопросам развития спортивной психологии в Республике Казахстан.

 

23 мая О.В. Тиунова и директор Института Социальных Технологий Г.С. Кармысова провели две рабочих встречи с представителями Национального Паралимпийского Комитета и Национального Олимпийского Комитета Республики Казахстан.  Достигнуты договорённости о дальнейшем сотрудничестве.

 

В этот же день  для спортсменок Гандбольного клуба «Астана»  был проведен полуторачасовой семинар по вопросам психологической самоподготовки к соревнованиям. Спортсменки получили и индивидуальные консультации.

 

 

 

Между АНО ДПО «Национальный Институт Биомедицины и Спорта» (г. Москва, Россия) и ТОО «Институт Социальных Технологий» (г. Астана, Республика Казахстан) подписан Договор о сотрудничестве.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика