Содержание семинара "Основные компоненты психологической подготовки спортсменов" 27-28 августа 2019 г.

Итоги СЕМИНАРА «Основные компоненты психологической подготовки спортсменов» (16 ак. часов)

№ п/п

Наименование разделов

Возможности практического использования материала

 

1

Современная система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки.  Содержание, организационные и методические аспекты реализации.

1. У слушателей появилась четкое понимание того, как должна быть выстроена система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Они  смогут правильно выбрать и построить взаимодействие с любым спортивным психологом, предлагающим им помощь, а также проконтролировать его работу.

2. У слушателей должно было сложиться понимание того, что психологическая готовность спортсменов зависит не только от  правильной организации психологической подготовки, но и от понимания ими физической, технической, тактической подготовки и правильного использования медико-биологического обеспечения. Эффективная реализация этих четырёх «векторов» подготовки находится в компетенции тренеров. Однако спортивный психолог, работающий с командой, также обязать учитывать психологические аспекты тренировочной деятельности.

3. Понимание того, что состояние психологической готовности спортсмена зависит не только от усилий психолога и тренера, но и от обстановки в команде и позиции родителей юных спортсменов, будет способствовать дополнительному контролю тренерами этих «зон».

4. У тренеров появилась четкая система оценки предлагаемых для использования в команде психологических программ и технологий.

5. Весь комплекс психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки может быть воплощён в системной работе со «спортивным дневником», содержание которого было подробно представлено (см. следующий пункт).

2

Шесть уровней индивидуальной психологической подготовки спортсменов: «жизненная база», «спортивная база», «тренировочный процесс», «подготовка к соревнованиям», «соревновательная деятельность», «анализ опыта побед и поражений».

После семинара у тренеров появилась возможность:

А) пользоваться круговыми диаграммами для визуализации и осознания спортсменами их жизненных планов, уровня развития двигательных качеств, компонентов спортивной подготовки и др.

Б) провести тестирование спортсменов и определить их жизненные потребности. С ними можно связать вопросы мотивации и реализации индивидуального подхода в тренировочном процессе,

В) использовать тест, позволяющий определить мотивы занятия спортом у юного спортсмена, и в дальнейшем использовать эту информацию в реализации индивидуального подхода, дополнительной мотивации,

Г) помочь спортсмену справиться со «школьными» трудностями за счёт таблицы «Спортсмен и в спорте, и в учёбе – спортсмен»,

Д) по ряду признаком отличать «спортивную» мотивацию от «менее спортивной» и повышать её,

Е) более аргументировано объяснять спортсменам объективные трудности планирования тренировочного процесса и необходимость следовать правилам спортивной организации, одновременно эффективно используя предоставляемые для тренировок возможности,

Ж) использовать анализ соревновательной статистики в мотивации спортсменов (повышая уверенность или вызывая дополнительные усилия), в том числе:

- проводить ретроспективный анализ результативности вручную  (в графической форме) или с помощью автоматического расчёта тренда в программе Exel,

- использовать разные шкалы абсцисс и ординат,

- выстраивать тренды с поправкой на результаты соревнований разного уровня,

- формулировать диапазоны ожидаемых результатов,

- обсуждать со спортсменами прогнозы спортивного роста, давать им оценку и вносить коррекцию в тренировочный процесс,

- различать «разброс» результатов, вызванный психологической неустойчивостью спортсмена, и плохо организованным тренировочным процессом.

З) аргументировано удержать от завершения спортивной карьеры перспективного спортсмена,

И) с помощью специальной таблицы научить спортсмена оценивать свой уровень подготовки, планировать возможности,

 совершенствования и контролировать процесс.

К) научить спортсмена фиксировать, использовать и анализировать экспертное мнение тренера, которое звучит в ходе тренировочного процесса,

Л) научить спортсмена:

-  проводить мониторинг психофизического состояния, что является психологическим тренингом,

- освоить и использовать методику «7 секунд» для оценки психического состояния и его коррекции перед стартом,

- найти индивидуальную формулу «оптимального боевого состояния»,

М) снимать соревновательный стресс спортсмена и повышать ответственность в тренировочном процессе за счёт объяснения схемы «Зачем нам нужны соревнования»,

Н) научить спортсмена:

-  планировать предсоревновательный регламент поведения,

- фиксировать, использовать и проводить анализ соревновательных установок тренера,

- готовить «план борьбы» и анализировать соревновательную эффективность,

- разрабатывать формулировки индивидуального психологического «настроя» для использования в ходе соревнования,

О) рационально выстраивать своё поведение в дни соревнований для того, чтобы спортсмены сохранили уверенность в своих силах,

П) проводить рациональный анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.

3

Реализация тренером психолого-педагогических умений.

Слушателям рекомендовано:

1) Использовать в работе со спортсменами афоризмы, цитаты, статистику, факты для повышения собственного авторитета и формирования имиджа.

2) Объяснять спортсменам значение и самостоятельно проводить их обучение приёмам саморегуляции состояния.

4

Внутренняя и внешняя мотивация спортсменов.

Слушателям рекомендовано:

1) Соблюдать пропорцию 80/20, реагируя на действия спортсмена, больше использовать обратную связь в тренировочном процессе.

2) Сформировать «линейку» моральных и материальных поощрений.

3) Использовать для мотивации спортсменов результаты двух тестов и соревновательную статистику (см.выше).

До проведения семинара у слушателей была возможность сформулировать наиболее актуальные для них вопросы психолого-педагогического характера

В ходе очной части семинара слушатели получат раздаточный материал для самостоятельного использования в практической работе,

По окончании очной части обучения

- у всех слушателей была возможность:

= получить ответы на интересующие их вопросы (в т.ч. индивидуально),

= сформулировать пожелания по тематикам, которые должны быть раскрыты в ходе проведения отдельного семинара с их спортсменами,

- в ходе анонимного анкетирования  слушателей была определена эффективность семинара по 10-бальной системе, где 10 – это мах количество баллов:

  • Информативность семинара = 9,5 (высокая)
  • Практическая ценность = 9,5 (высокая)
  • Обоснованность практических рекомендаций = 10 (высокая)
  • Форма подачи материала, его изложение =9,7 (высокая)
  • Вероятность использования полученной информации/рекомендации/материалы каждым слушателем = 8,6 (высокая).

Итоговая оценка семинара составила 9,5 баллов из 10 возможных.

Дополнительное исследование показало, что у большинства слушателей повысилась самооценка по следующим показателям:

  • Наличие профессионально значимых психологических качеств
  • Уверенность в себе
  • Ощущение собственной тренерской успешности
  • Самочувствие
  • Активность
  • Настроение
  • Ощущение того, что им присущ собственный стиль работы (харизма)
  • Удовлетворённость тренерской работой 

Семинар предусматривал заочный компонент обучения, поэтому каждый слушатель получил:

- диск с электронными тематическими материалами  для самостоятельного изучения,

- визитки преподавателя с контактными данными и адресом сайта Лаборатории физической культуры и практической психологии для получения дополнительной информации (разделы: «Рекомендации», «Видеоматериалы» и др.),

- возможность бесплатно использовать тестирующую программу «Отношение к предстоящему соревнованию» на русском (http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm) и казахском языке на сайте наших партнёров. Результаты тестирования спортсменов по данной программе за неделю до соревнований позволят тренерам скорректировать их психологическую подготовку.

С целью упрощения дальнейшей работы тренерского состава, прошедшего обучение, дополнительно был проведён семинар для их спортсменов. На нём, помимо основного материала, были рассмотрены темы, которые тренеры попросили раскрыть спортсменам дополнительно. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2021
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика