Интервью спортивного психолога О.Тиуновой журналу "Men's Health"

В журнала "Men's Health" (июнь 2016 г.) опубликован фрагмент интервью с руководителем Лаборатории О.Тиуновой.

 

Текст интервью полностью:

1) Обучают ли сегодня тренеров психологическим аспектам работы со спортсменами (в первую очередь интересуют футбольные тренеры) ?

Должны обучать. Вообще, при получении высшего спортивного образования курс «Психология» обязателен. При переподготовке тоже. Теперь раз в 5 лет тренерский состав должен проходить Курсы повышения квалификации (КПК). Однако обучать можно по-разному, и никакие современные требования «оформления» учебных циклов на качество обучения, боюсь, не влияют…

Мы уже 4 года проводим КПК по спортивной психологии (а теперь сделали бесплатным участие в них призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр любых лет) и знаем от тренеров,  что дефицит информации по психологическим аспектам подготовки и взаимодействия со спортсменами,  огромен. Это несколько странно, ведь возможность самообразования была, есть и будет, особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Боюсь, что в современном обучении тренерского состава снижена …актуальность тематик. Но мы, например, стремимся к системному изложению практически «заточенного» опыта отечественных и зарубежных спортивных психологов, а потом продолжаем консультировать каждого, кто прошел у нас на Курсах обучение.

2) Является ли это обучение обязательным (для получения лицензии) или нет?

Есть физкультурное образование, есть переподготовка, курсы, а есть порядок получения лицензии. Там свои требования и с приобретением системных знаний в области психологии спорта они не связаны. Уверена в этом, поскольку к нам на КПК стремятся попасть и «тренеры с лицензиями».

3) Как обстояли дела с этим вопросом в советское время?

У нас в стране парадоксально уживаются два взгляда на «славное советское прошлое»: первый – всё было плохо, а сейчас лучше, второй – мы потеряли всё хорошее, что имели тогда. Похоже, что в спортивной сфере превалирует второй взгляд. Но истина, как всегда, «прячется» где-то посередине.

У нас  всех, согласитесь, много знакомых, которые сталкивались, так или иначе, с системой образования. Что мы все понимаем сейчас из этого коллективного опыта? Коммерциализация всего на свете! И образования тоже. Исчез фактор обязательности а) знаний, б) качества системы проверки уровня этих знаний. Но возможности для самообразования есть? Они даже расширились! И личность преподавателя по-прежнему играет ведущую роль, когда мы говорим о преодолении «благоприобретённой» внутренней инерции слушателей…

В советское время на государственном уровне реализовывалась идеология «общественное превыше личного», «будет хорошо другим, будет хорошо и тебе»… Сейчас превалирует другая философия: «думай о себе, не отвлекайся, и, ставши благополучным, ты сможешь принести пользу и остальным», примерно так… Но ведь и та, и другая философии жизни правильны: недовольные должны сообща делать жизнь лучше, довольные - делятся своим счастьем с остальными. Это как известные «Янь» и «Инь»…Всё взаимосвязано…

А возвращаясь к теме профессиональной подготовки тренерских кадров, можно предположить, что если средний образовательный уровень и снизился, то параллельно с этим появилось больше ярких тренеров, которые с пользой для себя и своего Дела осваивают современные технологии,  пользуются возможностями обмена опытом, стажировок,  повышения квалификации. Словом, истинная динамика в профподготовке тренерского состава известна только опытным преподавателям Институтов физической культуры, давайте им переадресуем этот вопрос.

4) Когда впервые стали уделять большое внимание психологии спортсмена и кто бы пионером в этом отношении?

В 1913 году Международный Олимпийский Комитет  организовал научный конгресс, посвященный вопросам спортивной психологии. В 1965 году впервые, в Италии было организовано Международное общество психологии спорта, а дальше эта область практической психологии начала очень интенсивно развиваться.

Первыми отечественными спортивными психологами могут считаться П.Рудик, А.Пуни. Интересно, что в 1978 г. известный американский спортивный психолог Б.Дж. Кретти в своей книге «Психология в современном спорте» еще признавал безусловный приоритет советских специалистов в этой области...

Да, мы, как говорится, «стоим на плечах гигантов», но сейчас спортивная психология у нас развивается скорее «не благодаря, а вопреки» - многое делается без финансирования, на голом энтузиазме…

5) Достаточно ли для нормальной психологической атмосферы наличия одного тренера или в современной команде необходимо также наличие спортивного психолога?

Психологическая подготовка – обязательная часть спортивной подготовки, наравне с физической, технической и тактической. Психологическое обеспечение спортивной деятельности должно осуществляться в любом уважающем себя спортивном клубе. Однако просто наличие психолога в команде не гарантирует ни-че-го. Нужна системная работа именно спортивного психолога, причем  -  обоснованная, комплексная, гибкая (модульная), понятная команде и доступная для контроля. И, конечно, никакого шаманства, никаких «экстрасенсов»! Да, тренер – это наставник, учитель, педагог, а иногда папа и мама в одном лице.  Да, у него есть и жизненный, и спортивный опыт, и опыт педагогический. Да, у него есть даже некая «домашняя аптечка» для сложных психологических ситуаций в команде, но нет специальных знаний, нет и времени выполнять работу психолога …

Спортивный психолог, занимая независимую позицию, сохраняя равноудалённость от спортсмена и тренера, отвечает за формирование оптимального боевого состояния спортсменов, за коррекцию этого состояния, за атмосферу в команде и т.д. А тренер должен тренировать. Он и сам, подчас, нуждается в психологической поддержке. Профессиональное выгорание – страшная вещь в спорте!

6) Насколько реально завести команду за время 15-минутного перерыва? 

Реально. Просто говорить нужно про …главное. Про главное в этот момент. Должна быть озвучена …конструктивная правда.  И говорить эту правду должна Личность. Тренер это будет, психолог, который «в теме», или капитан команды – неважно.

7) Существуют ли какие-то хрестоматийные примеры положительного и, наоборот, отрицательного воздействия тренера на спортивный результат из-за особенностей общения с командой?

Таких примеров много и в специальной литературе, и моей практике, но «отрицательные» приводить или цитировать будет некорректно, а положительные озвучить – это значит лишить кого-то из тренерского состава возможности их использовать, ведь они станут известны раньше времени и в их применении будет утрачен эффект непредсказуемости, нестандартности. Словом, категорически …ухожу от ответа.

8) Команда - это общность разных людей. Насколько реально подобрать универсальный инструмент воздействия на коллектив? Или нужно индивидуальное общение - кого-то похвалить, на кого-то надавить, кого-то разозлить?

Работа психолога в команде включает и индивидуальные и групповые формы работы. Но универсальный инструмент воздействия есть – это совместный поиск «пути» к победе. Эта задача всех объединяет и способна…примирить самых горячих оппонентов.

9) Чаще тренер выглядит этаким диктатором, чем добрым другом. Жесткий подход, действительно, более эффективен?

Нет. Судя по результатам исследований 80% всех тренерских реакций на тренировочную работу спортсмена должны быть окрашены положительно. Иначе – беда: снижение мотивации, потеря уверенности, скованность, ломающая техничность и др. Откуда «взять»  эти 80% - отдельный разговор и решение, конечно, есть. Но есть и выявленные учеными статистические закономерности, касающиеся стиля тренерской работы: с мужскими группами, со старшим возрастом, с теми, кто не достиг еще высокого мастерства, в командных видах спорта  – директивность, инструктаж, твёрдость, уверенность. С женскими группами, с юными спортсменами, со спортсменами высокого класса, в индивидуальных видах спорта  рекомендуется несколько большие демократичность, дружественность, эмпатия и т.п. Можно на эти выкладки опереться? Нужно иметь их в виду, можно попробовать с них начать! Но сформировать собственный тренерский стиль придётся всё-таки «с привязкой к местности».

И вот еще важный момент: «ругать» спортсмена можно на тренировках, а зона соревнований – это «святое». Отрицательные эмоции должны быть сведены к минимуму, там нужно проводить вдумчивую проверку всего, что было наработано. Идёт запланированная «проверка» - кого вы, дорогой тренер, ругаете? Почему не себя? А анализ проводить, конструктивно думать среди этих отрицательных эмоций тоже успеваете? Вряд ли…

10) Какие речи тренеров из фильмов (если это возможно) вы бы могли привести в качестве примеров правильного или не правильного общения тренера с подопечными?

В практике бывает так: под ситуацию, сложившуюся в команде, под самое важное во взаимодействии игроков на предстоящей игре (максимальная отдача, сплоченность, подстраховка друг друга, «рабочее» отношение к промежуточным неудачам или ошибкам и др.), спортивный психолог или тренер, может подобрать для команды соответствующий небольшой  видеосюжет.

В московском волейбольном клубе Динамо несколько раз мы использовали фрагмент из фильма «Каждое воскресенье», где – Аль Пачино говорит с командой в раздевалке. По сюжету фильма тогда и так говорить было правильно. Но это вовсе не значит, что там прозвучали универсальные слова-заклинания. Просто в Динамо однажды сложилась ситуация, когда такие слова, такой настрой понадобились, а потом это видео уже стало частью ритуала подготовки к Игре. Словом, важно понимать – и эта работа (психологическая подготовка спортсменов к ответственному старту) тоже выстраивается в каждом случае по-своему.

Кстати, перед стартом всё звучит и воспринимается по иному, а значит удивительным образом «сработать» может и необычная речь тренера, и правильный афоризм на стене в раздевалке, и даже какой-то важный символ, с которым игроки «свяжут» главное в предстоящей Игре. Есть множество вариантов мотивации, преодоления, восстановления сил… Но важно не их количество, а технология использования.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика