АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Практические аспекты проведения психолого-педагогического наблюдения за игрой теннисиста в условиях соревновательного матча

Ю.В. Волынская 

Спортивный психолог, тренер по теннису, руководитель интернет-проекта «Tennis Psychology», Россия, г. Волжский, Волгоградская обл. 

(Волынская Ю.Л. Практические аспекты проведения психолого-педагогического наблюдения за игрой теннисиста в условиях соревновательного матча // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государсвенного университета, 2015, с. 43-45). 

Контактные данные автора: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Сайт интернет-проекта «Tennis Psychology»: www.tennis-psychology.jimdo.com 

Соревновательная деятельность теннисистов протекает на фоне высокой психологической напряжённости. Успеха в такой борьбе могут достигнуть лишь спортсмены, обладающие высокоразвитыми качествами и свойствами личности, которые позволят реализовать изученные технико-тактические приёмы в условиях нелёгкого противостояния [1,3]. В работе спортивного психолога большое значение имеет наблюдение за спортсменом именно в условиях соревновательной деятельности. Соревнование является главным показателем успешности спортсмена и как нельзя лучше демонстрирует те психологические трудности, которые могут стать (или являются) препятствием полноценной реализации его профессиональных способностей и умений. Т.С. Иванова и Т.М. Макаренко отмечают, что по действиям спортсмена в ходе игры можно диагностировать его личностные особенности [4,5]. Успешность диагностики посредством наблюдения будет зависеть от того, какие параметры взяты за основу и соответствуют ли они поставленным задачам. Конечно, в каждом отдельном случае, набор интересующих психолога показателей может отличаться, но, всё же, есть определённые характеристики игры теннисиста, которые не должны остаться без внимания, поскольку являются очень информативными.

Мы предлагаем следующую схему психолого-педагогического наблюдения за игрой теннисиста в условиях соревнований:

1. Вход в игру.

Вход в игру – это термин, используемый теннисистами для обозначения процесса преодоления стартового волнения, приспособления к разворачивающейся на корте ситуации и налаживания собственной игры в начальной стадии матча. Вход в игру у теннисиста начинается с разминки на корте с соперником и длится от нескольких геймов до сета в зависимости от эмоционального состояния игрока и скорости прохождения адаптационных процессов. Чем меньше времени нужно теннисисту, чтобы войти в игру, тем лучше, потому что начало матча несёт серьёзное стратегическое значение. Очень важно, какой общий тон задан игре, в каком психологическом состоянии находятся игроки, как они настроены, какую избрали тактику и манеру поведения.

Начало матча, вход в игру – один из весьма показательных моментов, который даёт немалую информацию о теннисисте, его сильных и слабых сторонах и отношении к игре.

Для психолога вход в игру может быть использован как показатель:

а) адаптации игрока

Ведь каждый новый матч – это новая ситуация, даже с одним и тем же соперником в одном и том же спортивном комплексе. Существует множество факторов, которые могут повлиять на игроков и к которым нужно приспособиться в процессе матча: особенности покрытия корта, расположение других кортов и трибун, присутствие зрителей, погодные условия, манера игры соперника и его поведение. Одни спортсмены легко входят в игровую ситуацию и чувствуют себя комфортно и уверенно с первых же розыгрышей и геймов. Другим же с большим трудом даётся вход в матч, они выглядят растерянно, долго не могут адаптироваться и наладить свою игру. Таким образом, в начальном периоде матча они оказываются как бы «выключенными» и часто теряют несколько первых геймов к ряду, а иногда и целый сет. Все эти моменты имеют значение и должны быть отмечены психологом.

б) эмоциональной устойчивости и самоконтроля

Период входа в игру также демонстрирует умение спортсмена справляться со стартовым волнением. В начале матча игроки ещё не знают, что их ждёт, как будет складываться ситуация, что ожидать от соперника и от самого себя. Конечно, это неведение вызывает вполне естественное волнение, а порой выливается в мышечную скованность и зажатость. В начале матча спортсмену необходимо как можно скорее взять под контроль эмоции, избавиться от тревожных симптомов, сконцентрироваться, почувствовать игру (а главное - себя в игре) и нащупать то направление, в котором нужно действовать.

в) тактического мышления

Разминка и начало матча – время тактической разведки для игрока. За минимальное количество времени ему необходимо распознать сильные и слабые стороны соперника, выяснить, каким арсеналом ударов и приёмов он владеет и как реагирует на различные игровые ситуации. Ведь чтобы максимально увеличить свои шансы на победу, нужно как следует вооружиться информацией о сопернике, а затем с умом её использовать.

г) ответственности, самодисциплины и целеустремлённости

В данном случае очень показательно отношение игрока к началу матча как одной из стадий поединка. Насколько ответственно и собранно он к этому подходит? Далеко не все теннисисты осознают значимость этого отрезка матча и относятся к нему с должной серьёзностью. У игроков довольно часто возникает иллюзия, что первые несколько геймов в теннисном матче – это некий обоюдный разогрев и, как бы ни разворачивались события (даже если у соперника появляется преимущество), всегда есть шанс исправить ситуацию. На самом же деле речь идёт о захвате психологического преимущества как важной стратегической задаче. И если соперник уверенно и мощно проведёт первую половину игры и будет также серьёзно настроен во второй, то бороться за этот матч отстающему в счёте игроку будет чрезвычайно сложно.

Не даром считается, что потенциального спортсмена-чемпиона во многом отличает профессиональный подход – и в жизни, и на корте. Спортсмен-чемпион видит цель и двигается к ней несмотря на вырастающие впереди препятствия, усталость, дискомфорт и прочее. Он знает, чего хочет, и знает, что ему нужно делать и как. И поэтому и в начале матча, и в середине, и в конце он будет одинаково собран, сосредоточен и целеустремлён. Владимир Камельзон, главный тренер сборных команд Федерации тенниса России, считает, что в теннис вообще научить играть нельзя, потому что  «это не игра, это целая игровая философия, которой нет конца» [2]. И философия эта заключается не только в понимании того, как выстраивать игру с разными соперниками, но и в особенном отношении к игре, в профессионализме и  ответственности.

2. Игра с преимуществом в счёте.

Данный параметр наблюдения может быть рассмотрен на трёх уровнях: на уровне гейма, на уровне сета и на уровне матча в целом. На каждом из трёх уровней может возникнуть ситуация преимущества одного из игроков. На уровне гейма преимуществом может считаться разница в два очка и более, на уровне сета – в два гейма и более, на уроне матча – в один сет и более. На каком бы уровне мы не производили наблюдение, отношение игрока к собственному преимуществу наверняка будет заметно: он сохраняет спокойствие или начинает волноваться, он собран и сосредоточен или расслабляется и сбавляет темп, его игра становится ещё более уверенной или появляются ошибки на пустом месте, спортсмен рискует или начинает аккуратничать? Каково его игровое поведение и психоэмоциональное состояние в момент, когда ситуация складывается удачно? Какова его реакция на собственное преимущество над соперником? Это реакция «Плюс» или реакция «Минус»? Ответы на эти вопросы являются штрихами к психологическому портрету игрока и, соответственно, несут очень важную информационную нагрузку для психолога. Ведь умение пользоваться появляющимися в игре шансами, «дожимать» соперника и выигрышную для себя ситуацию считается одним из важнейших качеств, необходимых теннисисту для успешной спортивной деятельности. Мало вести в счёте по ходу матча, важно уметь сохранить имеющееся игровое преимущество и довести его до победы.

3. Игра с отставанием в счёте.

Также важным в психологическом плане является поведение игрока в ситуации отставания в счёте. Данная ситуация наиболее показательна, когда в матче встречаются приблизительно равные по силам соперники. В любом случае поведение игрока в ситуации отставания также оценивается на трёх уровнях: отставание в гейме, отставание в сете и отставание в матче. Те отрезки встречи, в которых игроку приходится догонять соперника и бороться за утраченную инициативу, прежде всего показывают способность или неспособность спортсмена проявлять волевые качества в напряжённой игровой ситуации, в ситуации определённого психологического давления. Сумеет ли игрок настроить себя на борьбу по отвоеванию утраченного преимущества, сможет ли найти нужную мотивацию, если отставание в счёте уже солидное? В данном случае, так же как и в рассмотрении ситуации игрового преимущества, полученная информация будет сводиться к главному: реакция «Плюс» или реакция «Минус».

4. Игра в решающие моменты.

Теннис – это игра, в которой побеждает не тот, кто выиграл большее количество очков за матч, а кто выиграл большее количество решающих очков. Цена и психологическая значимость таких мячей очень высока, поскольку именно они в итоге определяют судьбу матча.

При наблюдении игра в решающие моменты рассматривается на четырёх уровнях:

- на уровне розыгрыша очка – успешность выполнения завершающих атакующих ударов,

- на уровне гейма – геймболы и брейк-пойнты (очки, которые могут привести к выигрышу или проигрышу гейма),

- на уровне сета – сетболы и очки, которые могут привести к сетболам,

- на уровне матча – матчболы и очки, которые могут привести к матчболам.

Игра в решающие моменты – это показатель самоконтроля, самообладания, концентрации, тактической грамотности, а также волевых качеств, таких как решительность, упорство, терпение и т.д. Очень важным в психологическом плане является показатель реализованных и нереализованных игроком сетболов и матчболов. Градус волнения на этих мячах значительно возрастает, а сама ситуация становится испытанием для спортсмена, проверкой его психологической устойчивости.

На любом уровне спортивных состязаний, будь то детско-юношеский спорт или взрослый профессиональный – внимание привлекают спортсмены с ярко-выраженным бойцовским характером. Считается, что именно характер делает чемпиона чемпионом. Поэтому при проведении спортивного отбора в теннисных школах и академиях преимущество отдаётся не самым физически крепким юным спортсменам и не самым техничным, а спортсменам с ярко-выраженным бойцовским характером и развитыми волевыми качествами. Для оценки вышеупомянутых психологических характеристик спортсмена как нельзя лучше подходит метод наблюдения в ситуациях преимущества в счёте, отставания, а также на решающих очках.

Стоит отметить, что рассмотренные нами параметры психолого-педагогического наблюдения не представляют собой некий законченный, закрытый для корректировок список. Безусловно, схема наблюдения может меняться и дополняться зависимости от задач, которые необходимо решить психологу. 

Литература:

  1. Белиц-Гейман, С.П. В  мире  большого  тенниса [Текст] / С.П. Белиц-Гейман. –  М.: Интерграф Сервис, 1994.  – 351 с.
  2. Гэллуэй, У.Т. Теннис: Психология успешной игры [Текст] / У.Т. Гэллуэй ; пер с англ. С. Егоровой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – 208 с.
  3. Иванова, Т.С. Путь к мастерству [Текст] / Т.С. Иванова  – М.: Инсофт, 1993. – 145 с.
  4. Иванова, Т.С. Экспериментальное обоснование поэтапного отбора в детско-юношеских спортивных школах по теннису [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Т.С. Иванова. – М., 1979. – 25 с. –  В подзаг.: Гос. Центр. Ин-т физической культуры.

Макаренко, Т.М. Повышение эффективности соревновательной деятельности теннисисток на основе учета их индивидуально-психологических особенностей [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.М. Макаренко. – Волгоград, 1996. – 28 с. – В подзаг.: ВГАФК.


Оставьте вашу заявку

...или свяжитесь с нами (раздел Контакты)

НАПРАВЛЕНИЯНАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
Работаем в спортивной отрасли с 1982 года

 

Яндекс.Метрика