АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Актуальное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки по данным анкетирования сборных команд страны

 (Тиунова О.В. Актуальное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки по данным анкетирования сборных команд страны / О.В.Тиунова// Спортивный психолог - 2017. № 3 (46). - С.68-70)

RELEVANTCONTENTof PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF SPORTS TRAINING 

process ACCORDING TO THE NATIONAL TEAMS SURVEY

Ключевые слова: спортивная психология, психологическая подготовка спортсменов, психологическое обеспечение спортивной подготовки, сборные команды страны, анкетирование.

Аннотация. В статье представлены результата анонимного анкетирования спортсменов высокой квалификации – членов нескольких сборных команд. Полученные результаты позволили определить основное содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, а также актуальные для каждой сборной команды формы и направление психологической работы. Использование технологии подобного опроса позволит спортивному психологу более рационально планировать свою деятельность и повысил доверие к нему со стороны спортсменов и тренерского состава.  

Keywords: sports psychology, psychological preparation of athletes, psychological support for athletic training, the national team, questioning.

Abstract.

The article presents the result of the anonymous survey of high qualification of sportsmen– the members of several teams. The obtained results allowed to determine the main content of psychological-pedagogical support of sports training, as well as relevant to each of the team shape and direction of psychological work. The use of such survey technology will allow the sport psychologist  to more efficiently to plan their activities and to increase the credibility of the athletes and coaching staff. 

Актуальность исследования. Практическая работа психолога в спортивной команде обычно строится на основе сформулированного «запроса» со стороны заказчика – тренера или руководителя команды [1, 2]. Однако в клубных и сборных командах при планировании психологической подготовки нельзя игнорировать мнение спортсменов. При этом наиболее актуальные формы и направления работы психолога в команде спортсменов-профессионалов, т.е.  актуальное содержание системы психолого-педагогического обеспечения их подготовки, представляет особый интерес [3]. Появляется ориентир и для совершенствования научно-методического обеспечения, и для повышения квалификации спортивных психологов [4].

Анкетирование спортсменов по данной тематике и обсуждение с ними итоговых результатов повышает доверие команды к психологу и формирует атмосферу сотрудничества [5].

Цель исследования – определить основные формы и направления работы спортивного психолога со спортсменами высокой квалификации для дальнейшего планирования системы психолого-педагогического обеспечения их спортивной деятельности.

Организация исследования. В период 2010-2014 гг. проведено анонимное анкетирование членов нескольких сборных команд страны.Спортсменам был предложен перечень возможных форм и направлений работы спортивного психолога в команде, в котором они должны были отметить «что возможно пригодилось бы». Такая формулировка вопроса не вызывала настороженности и внутреннего дискомфорта респондентов. 

Результаты исследования и их обсуждение.

Содержание психолого-педагогического обеспечения спортсменов высокой квалификации и степень его востребованности несколькими сборными командами страны  представлены в таблице. 

Таблица - Содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки    

Основные формы и направления работы

спортивного психолога в команде

Степень их востребованности членами сборных команд, %

Волейбол

(муж.)

Лыжники -спринт

Горные лыжи (жен.)

Фехтова-ние -

рап(жен.)

Стрель-ба

Регби (муж.)

Регби (жен.)

1

Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена

  

63

  

91

 

100

  

100

 

59

 

83

 

69

2

Консультирование :
- по вопросам спортивной психологии
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов

 

19

 

12

 

55

 

55

 

89

 

56

 

33

 

22

 

35

 

32

 

50

 

42

 

42

 

63

3

Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития

 

 

25

 

 

82

 

 

89

 

 

67

 

 

59

 

 

50

 

 

38

4

Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям
- коррекции неблагоприятных состояний

 

 

56

 

 

50

 

 

73

 

 

55

 

 

78

 

 

44

 

 

78

 

 

78

 

 

65

 

 

50

 

 

87,5

 

 

62,5

 

 

69

 

 

56

 

5

Обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.

 

63

 

73

 

78

 

67

 

82

 

83

 

63

6

Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция

 

19

 

55

 

89

 

33

 

13

 

46

 

56

7

Оказание экстренной психологической помощи

6

 36

78

 44

24

 46

44

8

Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
 - «спортсмен-спортсмен»

 - «спортсмен-команда»

 - «спортсмен-тренер»

6

 

 

 

18 

45 

27

 67

 

 

 

 32

 

 

13

15

18

 

 

67

63

75

 

 

50

50

38

9

На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка
- психологическая поддержка во время проведения соревнований
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований

 

19

 

 

25

 

 

25

 

45

 

 

45

 

 

55

 

78

 

 

67

 

 

67

 

44

 

 

11

 

 

11

 

47

 

 

42

 

 

50

 

79

 

 

71

 

 

67

 

63

 

 

50

 

 

38

10

Проведение групповых бесед по темам, интересующим команду

 

12

 

45

 

67

 

44

 

32

 

87,5

 

69

          В таблице выделены те формы и направления работы спортивного психолога, которые имели наибольшую значимость для каждой сборной (50% и более от числа полученных ответов).  Важно отметить, что ни одна из предложенных форм работы ни в одной из опрошенных нами команд не были отвергнута полностью. При этом никаких существенных дополнений в предложенный для оценки перечень спортсменами внесено не было.

Можно полагать, что таким образом было сформулировано  необходимое и достаточное для спортсменов высокой квалификации содержание психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки.

Очевидно, что все перечисленные формы работы со сборной командой могут быть реализованы в различных объемах и сочетаниях, а также дополнены  в зависимости от задач спортивной подготовки на конкретном этапе, мнения тренерского состава, подготовленности и «специализации» психолога.

Дальнейшая практическая работа с членами сборных команд страны показала высокую значимость еще трех направлений работы:

- прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов,

- психологическая работа со спортсменами, получившими травму,

- «социальная адаптация» спортсмена после завершения спортивной карьеры. Это направление работы может включать подготовку программного обеспечения для самообразования спортсмена в условиях спортивных сборов, профориентационное тестирование, а также организацию условий для освоения опытными спортсменами, заканчивающими спортивную карьеру, профессии спортивного психолога.

Важно отметить, что современные информационные технологии и средства мобильной связи дают возможность спортивным психологам использовать не только очные, но и заочные формы работы с командами и отдельными спортсменами.

Заключение. Содержание, форма и направления работы спортивного психолога в команде в существенной степени определяются особенностями  этапа подготовки, мотивированностью спортсменов, их готовностью к сотрудничеству. Выявление наиболее актуальных направлений и форм психолого-педагогического обеспечения должно стать первым этапом планирования практической работы.

Мнение спортсменов высокой квалификации, членов сборной страны, спортсменов-профессионалов представляет особый интерес,  так как является своеобразным ориентиром и для планирования психологической подготовки и спортивного резерва.

Литература:

  1. Васильев, Г.Ф. Актуальные вопросы методического и психологического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев [Текст]/ Г.Ф.Васильев, О.В.Тиунова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №2 - С.20-22.
  2. Кузнецова Т.Е. Изучение потребностей тренерского состава в психологическом обеспечении спортивной подготовки [Текст]/  Т.Е.Кузнецова, О.В.Тиунова // Спортивный психолог. - 2017. - №1 - С.15-19
  3. Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации  [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 21.11.2017)
  4. Тиунова О.В. Разработка и реализация многоуровневой системы повышения квалификации по спортивной психологии / О.В.Тиунова //Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2017.-№3(145). - С.223-228
  5. Тиунова О.В. Возможности использования открытых многомерных опросников в работе психолога со спортивной командой/ О.В.Тиунова //Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2017.-№10(152). - С.331-336 

References:

  1. Vasiliev, G. F. Topical issues of methodological and psychological support of training of combat athletes [Text]/ G. F. Vasilyev, O. V. Tiunova // Theory and practice of physical culture. - 2017. - №2 - pp. 20-22.
  2. Kuznetsova T. E. Learning needs of the coaching staff of the psychological support of sports training [Text]/ T. E. Kuznetsova, O. V. Tiunova // Sports psychologist. - 2017. - No. 1 - p. 15-19
  3. Psychological service in working with sportsmen of high qualification  [Electronic resource]. – URL: :  http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (date accessed: 21.11.2017)
  4. Tiunova, O. V. Development and implementation of a multilevel system of training sport psychology / O. V. Tiunova //Scientific Notes of University named after P. F. Lesgaft. – 2017.-№3(145). - P. 223-228
  5.  Tiunova, O. V. The possibility of using open multidimensional questionnaires in the work of the psychologist with the sports team/ O. V. Tiunova //Scientific Notes of University named after P. F. Lesgaft. – 2017.-№10(152). - P. 331-336

Оставьте вашу заявку

...или свяжитесь с нами (раздел Контакты)

НАПРАВЛЕНИЯНАШ ОПЫТ
img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
Работаем в спортивной отрасли с 1982 года

 

Яндекс.Метрика