"Как вырастить Чемпиона?" - интервью спортивного психолога для портала "7я.ру"

Как вырастить настоящего чемпиона? Вопрос сложный и требующий предметного обсуждения. Редакция портала 7ya.ru встретилась со спортивным психологом Тиуновой Ольгой Владимировной, чтобы ответить на вопросы, которые чаще всего интересуют родителей начинающих спортсменов.

1. В последнее время занятия в спортивной секции многие родители считают обязательным приложением к школе и детскому саду. Каким детям и в каком возрасте не нужен спорт в таком формате? Чем его можно заменить, чтобы все же выработать привычку к физической активности?

Ответ на этот вопрос прост: спорт в его детском воплощении не нужен только тем детям, чьё свободное время и без того полностью занято полезными, а главное, увлекающими ребёнка занятиями. Но что-то «спортивное» обязательно нужно ребёнку «показать», и это не один тип занятий – ребёнку нужно предоставить выбор. Самое правильное, если в юности у него будут основания сказать: «Я знаю футбол, теннис и гимнастику. Занимался(-ась).»

Спорт за счёт особых условий организации этого вида деятельности, особых (рабочих!) отношений между участниками этого процесса является полезной почвой для правильного взросления. Здесь и тренировка тела, и тренировка духа. Поэтому думая о благе ребёнка, родителям следует использовать все возможности для приобщения своего чада к спорту. Ну, и выполнение упражнений-комплексов, элементов соревнования в домашних условиях, на природе, во дворе и т.д. никто, конечно, не отвергает. Это – минимальный уровень физического воспитания.

2. Как определить, какой вид спорта (или шире – какие занятия) больше всего подходят ребенку? Как это можно понять – про дошкольника, школьника, подростка – если он сам не проявляет инициативы?

При выборе вида спорта можно исходить из нескольких принципов:

а) выбираем, опираясь на антропометрические показатели. Более рослый, крупный ребёнок по сравнению со сверстниками, вероятно, будет в спорте и более успешным. Хотите создать ему атмосферу заслуженного успеха? Переходите к следующему этапу – предложите выбор. Пробуйте разные виды спорта. Многое в дальнейшем будет зависеть от обстановки в конкретной секции, клубе.

б) выбираем, исходя из психологических особенностей ребёнка. Компанейский, заводной, активный, общительный – значит командные виды спорта. Самодостаточный, независимый, избирательный – индивидуальные виды. И дальше точно также – нужно пробовать…

в) выбираем «от противного». Неуверен, боязлив – единоборства помогут понять, что ты не хуже других! Уже не страшно. Теперь не страшно!

г) выбираем, исходя из интересов. Любит животных – конный, кинологический спорт. Проявляет склонность к эстетике – художественная гимнастика, синхронное плавание… Зачитывается Дюма – фехтование. «Технарь» - значит картинг, вело, авто и пр. и пр.

Наверняка есть и другие подходы. Вообще спортивной наукой разработаны разные системы отбора талантливых спортсменов - генетические исследования, дерматоглифика, психологические тесты, функциональное тестирование, двигательные тесты и др. Набирают популярность социальные городские программы комплексного характера - «Выбери спорт»…

А ведь есть ещё и семейные традиции. И спортивный опыт родителей может увлечь ребёнка, а в дальнейшем помочь ему.

3. Ребенок просится в тот или иной спорт. Родители сомневаются – у них предубеждения по поводу этого вида спорта и здоровья, дорого, некому возить и т.п. Какое решение принять?

Снять все собственные сомнения – это единственное решение в подобной ситуации. Желательно знакомить ребёнка с видами спорта (пробные тренировка, дни открытых дверей и др.) по уже подготовленному вами списку (стоимость, объём и время занятий, транспортная или «пешая» доступность, качество спортивной базы и др.). И, наверное, лучший вариант - заранее подойти на занятие секции и поговорить с родителями, имеющими подобный «опыт»…

4. Родители мечтают, чтобы ребенок занимался определенным видом спорта. Ребенку все равно или он против. Какое решение принять? Последствия решений, плюсы и минусы.

В любом случае нужно пробовать… Спорт от занятий физической культурой отличается стремлением к победе. И когда ребёнок, попадая в спортивную среду, чувствует, что за ним есть заинтересованный, умный взрослый – это придаёт ему силы и исходно создаёт полезный «тыл» (он не один пришёл сюда бороться и побеждать, у него есть своя «команда» за спиной). Плохо, если нереализованные спортивные амбиции родителей переносятся на сына или дочь - появляется давление, звучат резкие оценки и ребёнку начинает казаться, что теперь любовь близких к нему зависит от его спортивных успехов.

5. Ребенок начал заниматься в спортивной секции и через месяц-два отказывается ходить на тренировки. Что делать родителям?

Разобраться в причинах этого разочарования. Может оказаться, что, находясь «в процессе», будучи внутри спортивного коллектива, он столкнулся не с естественными тренировочными трудностями, а с чем-то иным…Его разочарование может быть связано с поведением тренера, с не комфортной обстановкой в спортивной группе, с непониманием сложных спортивных задач, неумением анализировать первый опыт побед и поражений.

О возможных и совершенно естественных неудачах юного спортсмена нужно предупреждать заранее. Спорт – это борьба. Борьба с собой и с соперником.

6. Как часто можно менять занятия (начал, бросил, пошел на что-то еще)? Чему учит смена занятий по желанию ребенка? Чему учит, если родители настаивают на продолжении и завершении какого-то этапа (дозаниматься до конца года и т.п.)?

В спортивной подготовке существует своя тренировочная периодизация (этак, цикл, сезон и др.). Конечно, желательно, начав тренировки, довести дело до какого-то логически понятного промежуточного финала. А потом, если появились сомнения, сделать паузу. Не обсуждать тему «ухода», а дать ребёнку подумать самому, поскучать…Но всё-таки лучше дольше выбирать «свой» вид спорта, чем раз и навсегда отбить у ребёнка интерес к физической активности.

Есть ещё один важный момент: ребёнок должен знать, что в начале тренировок будет тяжело - будут болеть мышцы, тренер будет удивительно не похож на маму с папой (об этом ребёнка стоит предупредить), но через 2 месяца много изменится – организм перестроится и адаптируется к нагрузкам. Похоже, эти два месяца и могут стать ориентиром для промежуточного подведения итогов - «уходим-остаёмся».

7. Какому ребенку стоит идти в большой спорт, а какому лучше не надо? К чему надо быть готовым родителям спортсменов?

Заранее об этом ничего сказать нельзя… До «большого спорта» нужно…дойти, дорасти. А тем, кто понял, что:

- путь уже пройден большой и пройден успешно,

- ребёнок увлечен спортом, его там ценят,

- пора серьёзно планировать будущее, выбирать профессию, думать о карьере, о взрослой жизни,

я могу посоветовать подключить к подготовке вашего юного спортсмена опытного спортивного психолога. Для того, чтобы всё выстраивалось уже «по-взрослому», системно, комплексно, рационально, четко и … спокойно.

8. Плюсы и минусы (в т.ч. здоровье, карьера) большого спорта для ребенка. Можно ли вырастить чемпиона и не испортить ребенку жизнь?

Наша жизнь состоит из двух вещей: из времени и из выбора, который мы постоянно делаем. До «чемпионства» путь очень долог. На этом пути много труда и «развилок». Нельзя стать Олимпийским Чемпионом и вдруг осознать, что «я испортил себе жизнь». Но можно потратить много времени, средств и сил и НЕ вырастить Чемпиона и этим…усложнить жизнь своему ребёнку, лишив его качественного образования, например, полноценного развития… Какой выход? Только один: пробовать, искать варианты, свой спорт, двигаться по «спортивному пути» обдуманно и рационально, оперативно «решая проблемы по мере их поступления».

Второе интервью спортивного психолога программе «Околоспорт на Чемпионате Мира» (радио "Говорит Москва")

8 июля 2018 г. ведущий программы "Околоспорт" (радио "Говорит Москва") попросил спортивного психолога О.В.Тиунову прокомментировать по телефону ряд эпизодов Чемпионата Мира по футболу. Аудио файл этой беседы представлен ниже. Всё передачу можно послушать здесь - https://govoritmoskva.ru/broadcasts/220/   

Завершилось обучение 15-й группы на Курсах "Спортивная психология"

С 11 июня по 22 июня 2018 г. проведены очередные Курсы повышения квалификации по направлению "Спортивная психология" (72 часа).
Как обычно, первая часть обучения была заочной, а вторая - на базе АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта".
Обучение прошли психологи из Ижевска, Москвы, Новосибирска, Тюмени. Два слушателя приезжали к нам повторно.

После основного курса обучения были проведены три дополнительных обучающих семинара:
- Психодиагностика в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов,
- Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия,
- Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

Наше профессиональное общение со слушателями будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Очередные Курсы запланированы на октябрь 2018 г..
Принимаем предварительные заявки!

  

Интервью спортивного психолога программе «Околоспорт на Чемпионате Мира» (радио "Говорит Москва")

23 июня 2018 г. ведущий программы "Околоспорт" (радио "Говорит Москва") попросил спортивного психолога О.В.Тиунову прокомментировать по телефону ряд эпизодов Чемпионата Мира по футболу. Аудио файл этой беседы представлен ниже. Всё передачу можно послушать здесь - https://govoritmoskva.ru/broadcasts/220/  

Выездной обучающий семинар по спортивной психологии, работа с командой и рабочие встречи в г. Астана

19-22 мая 2018 г. на базе Института Социальных Технологий (г. Астана, Республика Казахстан) проведён обучающий семинар  для психологов, тренеров, методистов и руководителей спортивных организаций по теме «Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки: идеальная модель и простейшие формы реализации» (32 часа).

 

Семинар состоялся при  поддержке Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, с которым много лет сотрудничает Научно-методическое объединение «Лаборатория физической культуры и практической психологии» (г. Москва, Россия).

 

Информация о Семинаре размещена на официальных сайтах Комитета по делам спорта и физической культурыНационального Паралимпийского Комитета Республики Казахстан и Института Социальных Технологий.

 

 

Обучение включало очный и заочный компонент. В нем приняли участие  26 слушателей из нескольких регионов страны.

 

  

 

 

Работа Семинара  была организовано так, что  помимо освоения программного материала  слушатели смогли  получить ответы на интересующие их вопросы  и проконсультироваться индивидуально  у спикера  -  ректора НИБИС, спортивного психолога  О.В. Тиуновой.

Также все слушатели приняли участие в специальном анкетировании по актуальным вопросам развития спортивной психологии в Республике Казахстан.

 

23 мая О.В. Тиунова и директор Института Социальных Технологий Г.С. Кармысова провели две рабочих встречи с представителями Национального Паралимпийского Комитета и Национального Олимпийского Комитета Республики Казахстан.  Достигнуты договорённости о дальнейшем сотрудничестве.

 

В этот же день  для спортсменок Гандбольного клуба «Астана»  был проведен полуторачасовой семинар по вопросам психологической самоподготовки к соревнованиям. Спортсменки получили и индивидуальные консультации.

 

 

 

Между АНО ДПО «Национальный Институт Биомедицины и Спорта» (г. Москва, Россия) и ТОО «Институт Социальных Технологий» (г. Астана, Республика Казахстан) подписан Договор о сотрудничестве.

 

Доклад по спортивной психологии на Конференции МГПУ

17 мая 2018 г. на базе Педагогического института физической культуры и спорта ГАОУ ВО МГПУ прошла научно-практическая конференция с международным участием "Психология спорта:актуальные вызовы и пути развития". 

На пленарном заседании с докладом "Системный подход в разработке и реализации психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки" выступила руководитель МРОО НМО "Лаборатория физической культуры и практической психологии" О.В.Тиунова. 

Доклад на семинаре-совещании в Совете Федерации

17 апреля 2018 г. Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества и Добровольный Физкультурный Союз организовали и провели семинар-совещание «Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья».

С докладом на тему "Научно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья» на этом семинаре-совещании выступила руководитель МРОО НМО "Лаборатория физической культуры и практической психологии" О.В. Тиунова.

В докладе были подчеркнута необходимость:

- психолого-педагогического обеспечения физкультурно-оздоровительной работы;

- разработки программ психологического характера, способствующих успешной реабилитации человека, получившего инвалидность или имеющего ограниченные возможности здоровья;

- систематизации, тиражирования и дополнения новыми формами реализации тех физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических программ, которые  показали свою практическую эффективность.

Присутствующим на семинаре-совещании специалистам по организации и проведению практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, были предложены следующие возможности сотрудничества и взаимодействия:

- научная экспертиза различных оздоровительных программ для дальнейшего внедрения или тиражирования, а также поиска спонсорской поддержки и оформления заявок на гранты;

- реализация на базе «Национального института биомедицины и спорта» авторских образовательных программ дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых;

- разработка психологических программ для людей экономически активного возраста, получивших инвалидность;

- предоставление научно-методических рекомендаций по работе с людьми старшей возрастной группы;

- консультативная помощь тем, кто хочет изложить свой практический опыт в виде методического пособия, монографии и др., а также провести диссертационное исследование;

- консультативная помощь спортивным психологам, которые работают в области массового спорта и оздоровительной физической культуры;

- системная и консультативная работа со спортсменами-паралимпийцами в качестве спортивных психологов.

 

Доклады по спортивной психологии в рамках Всероссийской конференции

12-14 апреля 2018 г. на базе Федерального Центра Подготовки по зимним видам спорта "Снежинка" им.А.А.Данилова ФГБУ ВО "Чайковский государственный институт физической культуры" (Пермский край) прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Спорт и спортивная медицина".

На пленарном заседании с докладом "Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки" выступила руководитель МРОО НМО "Лаборатория физической культуры и практической психологии" О.В.Тиунова.

Ею также был проведён мастер-класс "Индивидуальная психологическая подготовка спортсмена".

  

 

 

Интервью профориентационному порталу Intalent.pro

Наталья Заруцкая, журналист профориентационного портала intalent.pro, попросила директора МРОО НМО «Лаборатория физической культуры и практической психологии» Ольгу Тиунову ответить на 2 вопроса:

  1. Кто для Вас является кумиром/Кем Вы восхищается в Вашей отрасли/в Вашей профессии?
  2. Почему Вы восхищаетесь этим человеком? Что отличает этого человека от других специалистов?

Ответ: Вообще я благодарна всем уже известным психологам (отечественным и зарубежным) за их опыт, изложенный в книгах, пособиях, тематических статьях. Как говорится, "мы стоим на плечах гигантов" ... Но при этом на научно-практических конференциях стараюсь внимательно слушать и доклады начинающих спортивных психологов (магистрантов, аспирантов) - это тоже полезный опыт, а если вспомнить, что за каждым из них - свой научный руководитель, то получается, мы слышим изложение уже "коллективного" опыта - значит вдвойне полезно!

Возвращаясь к вашим вопросам, сейчас  я хочу назвать трёх специалистов:

1) Горбунова Геннадия Дмитриевича, д.п.н., профессора (г. Санкт-Петербург), который всегда умет понятным, "тренерским" языком рассказать о сложных вопросах психологической подготовки (это видно по любой его книге), который открыт к сотрудничеству, внимателен к новым идеям, оптимистичен и доброжелателен...

2) Горскую Галину Борисовну,  д.пс.н, профессора (г. Краснодар), которая много делает для подготовки профессиональных кадров спортивных психологов, и в научных докладах которой всегда есть открытия  для слушателей. Это или ответ, которые давно ищешь, или долгожданное решение проблемной ситуации, или новое понимание казалось бы знакомого материала...

3) Неверковича Сергея Дмитриевича, д.п.н, профессора (г. Москва), который обладая многолетним настоящим добротным опытом преподавательской и научной работы, имеет честный и качественный опыт работы административной - директором ведущего отраслевого НИИ... И при этом – активную жизненную позицию, которая очень вдохновляет.

Участие спортивного психолога в программе ТВ "Спас"

21 марта на ТВ канале "Спас" вышла передача из цикла "Прямой эфир" на тему "Бои без правил": на экране и в жизни.

В ней приняла участие руководитель МРОО НМО "Лаборатория физической культуры и практической психологии" О.В.Тиунова. Ниже представлены фрагменты этой передачи:

Полностью запись этой передачи можно посмотреть здесь.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика