Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава

Тиунова О.В., Апросимов В.А. 

(Тиунова, О.В. Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава [Текст] / О.В.Тиунова, В.А. Апросимов // Материалы междунар.научно-практич.конф. «Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука» - 2014. - С. 251-253) 

Основной целью сотрудничества между ВТК «Лаборатория физической культуры и практической психологии» (г.Москва) и Школой высшего спортивного мастерства (г.Якутск) на ближайшие три года является разработка системы психолого-педагогического обеспечения  сборных команд Республики Саха (Якутия). Первый этап работы предполагает проведение серии анкетных опросов тренерского состава Республики, спортсменов высокой квалификации, а также спортивных психологов. Всё это позволит адаптировать разработанную ранее систему психолого-педагогического обеспечения сборных команд страны (http://www.self-master-lab.ru/psiho.html) к специфическим условиям подготовки спортсменов Республики Саха (Якутия).

          В рамках семинара «Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокого класса» на базе ШВСМ г.Якутска нами было проведено анонимное анкетирования ведущих специалистов республики – тренерского состава спортивных организаций из различных областей (всего 37 человек).  Средний возраст респондентов составлял 33 года (общий диапазон 22-65 лет), стаж тренерской работы в среднем составлял 11 лет (диапазон от 1 года до 35 лет). Опыт респондентов был связан с вольной борьбой, стрельбой из лука, мас-реслингом, хапсагаем, дзюдо, волейболом, боксом, якутскими настольными играми, северным многоборьем, мини футболом, легкой атлетикой.  Высшее физкультурное образование имели 72% респондентов, среднее специальное – 16%, остальные участники опроса (12%) специального образования не имели. Большинство участников опроса (90%) составили мужчины.

          Ниже представлены итоговые результаты анкетирования.

          Было выявлено, что 33% участников опроса уже имели опыт сотрудничества с психологами. Среди положительных результатов этого взаимодействия тренеры отметили: доходчивость объяснений, своевременность в информировании тренерского состава о состоянии спортсменов, успехи в их волевой подготовке и выявление причин сложных психоэмоциональных состояний. Негативный опыт сотрудничества тренеров и психологов касался только их «поверхностной работы», что, вероятно, объясняется  отсутствием системного и комплексного подхода в реализации психологического обеспечения.

          Среди основных задач психологической подготовки спортсменов тренеры отметили задачи, связанные с :

          -  умением концентрироваться – 17%,

          -  повышением стрессоустойчивости  -16%,

          - формированием  волевые качества -13%,

          -  улучшением саморегуляции – 12%,

          -  повышением мотивации -10,5%,

          -  осмыслением технико-тактических действий -10,5%,

          - совершенствованием личностных качеств- 9%,

          - умением анализировать победы и поражения -8%,

          - умением работать в команде -4%.

          Результаты анкетирования позволили также выявить те направления самоподготовки тренерского состава, в которых они ждут помощи спортивных психологов. В основном эти «запросы» касались улучшения навыков саморегуляции.

          Поскольку сформировать систему психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки невозможно без опоры на тренерские кадры Республики, нами запланирован цикл учебно-методических семинаров. Результаты анкетирования показали высокую заинтересованность тренеров в повышении квалификации, а также позволили уточнить наиболее актуальные тематики будущих семинаров и учебно-методических пособий. В этой связи стоит отметить, что общие вопросы психологической подготовки интересовали 62% респондентов, формирование внутрикомандных отношений - 13%, психологическая подготовка спортсмена к ответственному соревнованию – 13%,  вопросы мотивации спортсменов - 6%, психологические методики восстановления после поражений – 6%.

          Таким образом, результаты анкетирования тренерского состава Республики Саха (Якутия), позволили  детализировать содержание первого этапа работы по формированию Республиканской системы психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки сборных команд. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика