Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава
Тиунова О.В., Апросимов В.А.
(Тиунова, О.В. Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава [Текст] / О.В.Тиунова, В.А. Апросимов // Материалы междунар.научно-практич.конф. «Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука» - 2014. - С. 251-253)
Основной целью сотрудничества между ВТК «Лаборатория физической культуры и практической психологии» (г.Москва) и Школой высшего спортивного мастерства (г.Якутск) на ближайшие три года является разработка системы психолого-педагогического обеспечения сборных команд Республики Саха (Якутия). Первый этап работы предполагает проведение серии анкетных опросов тренерского состава Республики, спортсменов высокой квалификации, а также спортивных психологов. Всё это позволит адаптировать разработанную ранее систему психолого-педагогического обеспечения сборных команд страны (http://www.self-master-lab.ru/psiho.html) к специфическим условиям подготовки спортсменов Республики Саха (Якутия).
В рамках семинара «Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокого класса» на базе ШВСМ г.Якутска нами было проведено анонимное анкетирования ведущих специалистов республики – тренерского состава спортивных организаций из различных областей (всего 37 человек). Средний возраст респондентов составлял 33 года (общий диапазон 22-65 лет), стаж тренерской работы в среднем составлял 11 лет (диапазон от 1 года до 35 лет). Опыт респондентов был связан с вольной борьбой, стрельбой из лука, мас-реслингом, хапсагаем, дзюдо, волейболом, боксом, якутскими настольными играми, северным многоборьем, мини футболом, легкой атлетикой. Высшее физкультурное образование имели 72% респондентов, среднее специальное – 16%, остальные участники опроса (12%) специального образования не имели. Большинство участников опроса (90%) составили мужчины.
Ниже представлены итоговые результаты анкетирования.
Было выявлено, что 33% участников опроса уже имели опыт сотрудничества с психологами. Среди положительных результатов этого взаимодействия тренеры отметили: доходчивость объяснений, своевременность в информировании тренерского состава о состоянии спортсменов, успехи в их волевой подготовке и выявление причин сложных психоэмоциональных состояний. Негативный опыт сотрудничества тренеров и психологов касался только их «поверхностной работы», что, вероятно, объясняется отсутствием системного и комплексного подхода в реализации психологического обеспечения.
Среди основных задач психологической подготовки спортсменов тренеры отметили задачи, связанные с :
- умением концентрироваться – 17%,
- повышением стрессоустойчивости -16%,
- формированием волевые качества -13%,
- улучшением саморегуляции – 12%,
- повышением мотивации -10,5%,
- осмыслением технико-тактических действий -10,5%,
- совершенствованием личностных качеств- 9%,
- умением анализировать победы и поражения -8%,
- умением работать в команде -4%.
Результаты анкетирования позволили также выявить те направления самоподготовки тренерского состава, в которых они ждут помощи спортивных психологов. В основном эти «запросы» касались улучшения навыков саморегуляции.
Поскольку сформировать систему психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки невозможно без опоры на тренерские кадры Республики, нами запланирован цикл учебно-методических семинаров. Результаты анкетирования показали высокую заинтересованность тренеров в повышении квалификации, а также позволили уточнить наиболее актуальные тематики будущих семинаров и учебно-методических пособий. В этой связи стоит отметить, что общие вопросы психологической подготовки интересовали 62% респондентов, формирование внутрикомандных отношений - 13%, психологическая подготовка спортсмена к ответственному соревнованию – 13%, вопросы мотивации спортсменов - 6%, психологические методики восстановления после поражений – 6%.
Таким образом, результаты анкетирования тренерского состава Республики Саха (Якутия), позволили детализировать содержание первого этапа работы по формированию Республиканской системы психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки сборных команд.