Методологические аспекты формирования здорового образа жизни

Тиунова О.В., Фильченков Д.А. 

(Тиунова, О.В. Методологические аспекты формирования здорового образа жизни [Текст] /О.В.Тиунова, Д.А.Фильченков// Сборник докладов Международного спортивного форума "Россия - спортивная держава" – 2014. - С. 59-63)

Ключевые слова:Здоровый образ жизни, спортивная наука, мотивация, пропаганда, формирование.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований, проведенные по заказу Министерства спорта России и обоснована необходимость системного, комплексного подхода по формированию здорового образа жизни.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION

HEALTHY WAY OF LIFE

Tiunova O. V – Ph.D, leading scientific employee, Federal centre of science of physical training and sports, Moscow

Filchenkov D.A. – Ph.D, мanagingchair of physical training and sports, Penza state technological university, Penza

Healthy way of life, sports science, motivation, propagation, formation.

In article the results of researches spent by request ofthe Ministry of sports of Russia and are presented necessity of the system, complex approach on formation of a healthy way of life is proved.

          По заказу Минспорта России выполнен комплекс исследовательских работ, посвященных формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) различных социальных групп населения. Во-первых, проведено социологическое исследование, посвященное важнейшим аспектам формирования ЗОЖ различных социальных групп населения. В анкетировании приняли участие несколько категорий респондентов: студенческая молодежь очного и заочного отделений с первого по пятый курс, люди экономически активного возраста. Не забыли мы опросить и  людей пенсионного возраста, которые с большим интересом участвовали в этой работе и заполняли анкеты, как в условиях проведения групповых оздоровительных занятий, так  и на дому.

Во-вторых, нами также выполнен контент-, дискурс- и  интент- анализ материалов печатных и электронных СМИ,

И, наконец, проведены структурированные интервью с руководителями некоторых центральных информационных изданий.

          Итогом проведенного исследования стали методические рекомендации, размещенные на сайте Минспорта России и изданные в издательстве «Советский спорт».  

          Сегодня мы хотели бы представить возможности системного подхода в решении актуальных проблем формирования здорового образа жизни.

          Обращаем ваше внимание, что ведение ЗОЖ  как базовая составляющая здоровье всей нации, перестало являться частным делом индивида, его семьи, позицией той и иной социальной группы населения. В нашей стране проводится большая работа в этом направлении, постепенно формируется мода на спортивный образ жизни. От физического состояния человека всё больше  зависит его социальная успешность, карьерный рост, материальное благополучие. Физическое здоровье в общественном сознание всё больше связывается со здоровьем психическим и нравственным.

          Важнейшей проблематикой, направлениями работы являются, на наш взгляд:

          1) Повышение эффективности пропаганды (в том числе - создание поводов, стимулов для занятий ФКиС),

          2) Совершенствование информационного обеспечения,

          3) Формирование устойчивой внутренней мотивации (осознанной потребности),

          4) Совершенствование методического обеспечения.

          И естественно, что «участниками» процесса формирования ЗОЖ являются, помимо индивида, его семьи и ближайшего окружения, ещё и тренеры-методисты, средства массовой информации, а также органы исполнительной власти РФ в области ФКиС.

          Ниже представлены своеобразные «зоны ответственности» всех участников этого процесса. Причем мы видим ограниченные возможности каждого из них:

          - за повышение эффективности пропаганды ЗОЖ и совершенствование информационного обеспечения «отвечают» СМИ и органы исполнительной власти в области ФКиС;

          - за формирование устойчивой внутренней мотивации – тренеры, методисты, а также сам индивид;

          - за совершенствование методического обеспечения – тренеры, методисты.

          Однако именно такой подход позволяет и имеющиеся литературные данные, и результаты наших  исследований, и последующие разработки представить в виде «пакетов-предложений», адресных методических рекомендаций.

          Приведём несколько примеров возможностей использования данного системного подхода:

          - Для повышения эффективности работы в области пропаганды ФКиС необходимо знать цели, особенности личной мотивации к занятиям ФКиС различных целевых групп. В ходе исследования мы получили множество интересных фактов, важных для эффективного планирования информационно-просветительской деятельности.

 Рассмотрим, например, информированность респондентов по вопросам проведения самостоятельных занятий ФКиС (Таблица 1):

Таблица 1:Процентное распределение ответов респондентов о наличии у них знаний для самостоятельных занятий ФКиС 

Юноши

77

Мужчины

58

Мужчины-пенсионеры

 

57

Девушки

66

Женщины

49

Женщины-пенсионеры

 

34

           Бросается в глаза очевидная большая информированность по вопросам самостоятельных занятий у молодежи (юноши 77%, девушки 66%) по сравнению с более старшими возрастными группами и большая уверенность в наличии знаний для самостоятельных занятий ФКиС в мужских подгруппах (57-77%) по сравнению с женскими (34-66%). Причем наименее информированными чувствуют себя женщины экономически активного и пенсионного возраста.

          Возможно, такая субъективная оценка собственной «информационной готовности» (в среднем по общей выборке она составляет примерно 57%) не соответствует истинному уровню знаний респондентов, однако она отражает степень внутренней уверенности большинства их них в том, что они самостоятельно могут заниматься ФКиС.

          Однако иметь достаточный уровень знаний, который может быть использован на начальном этапе самостоятельной физической подготовки, недостаточно для успешного ее продолжения. Именно поэтому нас интересовал вопрос о возможностях самоконтроля в процессе проведения таких занятий (Таблица 2):

Таблица 2:Процентное распределение ответов респондентов о наличии знаний по  самоконтролю в процессе занятий ФКиС

 Юноши

81

 Мужчины

63

 Мужчины-пенсионеры

67

 Девушки

89.5

 Женщины

65

 Женщины-пенсионеры

41

         

          В данном случае мы видим, что информированность в двух женских подгруппах (89,5% - девушки и 65% - женщины экономически активного возраста) несколько превышает соответствующие показатель мужчин (81% и 63% соответственно). В целом по выборке информированность об основах самоконтроля во время проведения самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий составляет 68%.

 Интересна потребность респондентов в дополнительной информации для самостоятельных занятий ФКиС.        На вопрос анкеты о форме и содержании дополнительной информации для самостоятельных занятий большую заинтересованность проявила женская группа респондентов. На этот вопрос ответили 42% девушек, 31% женщин экономически активного и 41% женщин пенсионного возраста. Мужчины проявили меньшую заинтересованность (25% юношей, 28% мужчин трудоспособного возраста и 36% мужчин-пенсионеров). Однако бросается в глаза положительная «возрастная» динамика заинтересованности респондентов-мужчин в получении тематической информации о ФКиС.

          Если ранжировать «ожидаемые» источники информации, т.е степень доверия к ним, то бросается в глаза высокий авторитет тренерского состава. Тренеры-преподаватели, методисты занимают во всех группах первую-вторую позицию. При этом большинство респондентов считают пропаганду ЗОЖ в нашей стране недостаточно активной (Таблица 3):  

Таблица 3:Процентное распределение ответов респондентов на вопрос "Считаете ли Вы, что в нашей стране активно ведется пропаганда здорового образа жизни?"

 Юноши

38.5

 Мужчины

34

 Мужчины-пенсионеры

40

 Девушки

49.5

 Женщины

44

 Женщины-пенсионеры

37

           Наиболее позитивно высказались на эту тему только 49,5% опрошенных нами девушек.

          Таким образом, на фоне уровня знаний для проведения самостоятельных занятий (информированность - 57% общей выборки) и осуществления самоконтроля (информированность - 68% общей выборки) мотивационная составляющая (пропаганда ЗОЖ) оказалась существенно ниже – 40,5% по общей выборке.

          Итак, если пропагандистская составляющая информации о ФКиС, ЗОЖ оценивается респондентами невысоко, важно все-таки определить природу тех побудительных мотивов, которые непосредственно влияют на людей и побуждают к началу занятий ФКиС.

          Полученные результаты показывают, что из 17 стимулирующих факторов четыре первых («желание улучшить здоровье», «желание улучшить свою фигуру», «интерес к  любимому виду спорта» и «собственное убеждение, что практические занятия ФКиС нужны») являются ведущими и присутствуют (в той или иной степени) в перечне приоритетных стимулов  каждой подгруппы респондентов. Однако дальнейший выбор отличается.       Так, например,  для юношей важен пример тех, кто уже занимается, возможность посоревноваться, примеры спортсменов и советы близких людей. Девушки отмечают советы близких людей и врачей, примеры тех, кто уже занимается спортом и статьи в журналах. Мужчины экономически активного возраста в качестве стимулов для начала самостоятельных занятий ФКиС отмечают передачи по ТВ, Интернет-публикации, примеры спортсменов и возможность участвовать в соревнованиях. Для женщин экономически активного возраста важны статьи в журналах, примеры тех, кто уже занимается, возможность приобщиться к любимому виду спорта, советы друзей и родных. Мужчины пенсионного возраста  отмечают стимулирующую роль советов врача, передач по ТВ, возможность участвовать в соревнованиях и примеры тех, кто уже занимается ФКиС. Их ровесницы также ценят советы врачей и тематические ТВ-передачи, но при этом более внимательны к радиопередачам и советам родных.

          Очевидно, что для повышения эффективности пропаганды ФКиС необходимо знать цели и особенности личной мотивации к занятиям ФКиС различных целевых групп. Особое значение имеет  понимание изменений в мотивации, которые происходят уже в ходе практических занятий.       

           Обращает на себя внимание ряд особенностей выбора респондентов.  Из  7 приоритетных в каждой подгруппе целей-мотиваторов четыре цели носят явный «психологический характер» – получение удовольствия от двигательной активности, новых впечатлений, интересное времяпрепровождение и снятие стресса. «Физкультурно-оздоровительными» можно условно назвать только три из них (восстановление или сохранение здоровья, изменение телосложения, повышение уровня развития двигательных качеств). Две последние цели, входящие в число приоритетных, можно охарактеризовать как «прикладные» - это развитие специальных умений и навыков и подготовка к преодолению экстремальных ситуаций.

          Интересно, что  во всех шести подгруппах респондентов есть категория целей, достижение которых за счет использования средств ФКиС респонденты практически не ощущают. К этой категории относятся: «уровень спортивного мастерства», «избавление от вредных привычек», «повышение качества производственной деятельности» и «возможности карьерного роста». При этом большинство лиц пенсионного возраста не верят, что занятия ФКиС  способствуют повышению их готовности к преодолению экстремальных ситуаций и изменению характера.

           Стоит отметить, что женщины экономически активного возраста в большей степени, чем мужчины этой же группы чувствуют влияние занятия ФКиС на повышение  качества производственной деятельности и возможности карьерного роста (51% и 43% соответственно).

           Подчеркнем – сейчас мы представили лишь небольшой фрагмент проведенной работы, но мы явно видим результаты слабого информационного обеспечения процессов формирования ЗОЖ.

- В отношении роли СМИ, следует, например, обратить внимание на выявленную нами ситуацию: непропорционально большой блок материалов в спортивных разделах СМИ связаны со спортивным менеджментом. Переходы, покупка, продажа игроков освещается достаточно подробно и в деталях, но подобная информация не выполняет никаких пропагандистских функций. Эти материалы не способствуют привлечению читателей к здоровому образу жизни и вовлечению в занятия спортом. Полученные результаты позволяют понять, что главные смысловые основы публикаций - дихотомия «Спорт - Бизнес».  И еще одна особенность - количество новостных материалов превышает прочие материалы почти в 5 раз.       

Таким образом, информация, касающаяся вопросов ФКиС и ЗОЖ, практически поглощена информацией о текущих, быстро переходящих событиях. Очевидный дефицит материалов аналитического, образовательного характера делает работу СМИ неэффективной в контексте повышения уровня физкультурного образования населения и формировании потребности в здоровом образе жизни. Кроме этого, тотальный поток упрощенной, краткой  информации способствует уменьшению когнитивной способности читателей, что в дальнейшем может привести к возникновению семантических барьеров, когда содержательные публикации не смогут быть достаточно осмыслены ЦА, ввиду недостаточности специальных знаний, отсутствия понятийного аппарата.

Подчеркнем, речь идет о центральных СМИ, но СМИ региональные могут и должны уделять внимание вопросам развития ФК и массового спорта. Но им для этого нужны фактические данные, методический материал.

          Какой практический вывод напрашивается? Он прост – необходимо активное подключение специалистов спортивной науки, которые способны обеспечить, оснастить, вооружить всех участников процесса формирования ЗОЖ фактическими данными и практическими рекомендациями, что иллюстрирует таблица 4: 

Таблица 4: Актуальные проблемы формированию ЗОЖ и условные «зоны» ответственности всех тех, кто задействован в этой работе           

          Исполнители

 

Актуальные

проблемы

 

Индивид

 

Тренеры, методис-ты и др.

 

СМИ

Органы исполнительной власти в области ФКиС

 

Спортив-ная наука

Повышение эффективности пропаганды (создание поводов, стимулов)

___

___

+

+

 

+

 

Совершенствование информационного обеспечения

___

___

+

+

+

Формирование устойчивой внутренней мотивации (осознанной потребности)

+

+

___

___

+

Совершенствование методического обеспечения

___

 

+

___

___

+

 

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика