Психологические компоненты в разработке физкультурно-педагогических технологий формирования здорового образа жизни молодежи

Тиунова О.В., Новикова Н.Е.

(Тиунова, О.В. Психологические компоненты в разработке физкультурно-педагогических технологий формирования здорового образа жизни молодежи [Текст] / О.В.Тиунова, Н.Е.Новикова // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: материалы 7-й международной науч.-практ. конф. 28 февраля /НИЦ «Апробация» - Махачкала, 2015 – С.35-41)

Аннотация: В статье рассматриваются гендерные, социальные и возрастные особенности жизненных ценностей учащейся молодежи. Основное внимание уделено понятиям «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Результаты  позволяют повысить эффективность физкультурно-оздоровительных и образовательных программ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, мотивация, молодежь, приоритеты, жизненные ценности 

Несмотря на большую информационно-пропагандистскую работу СМИ и органов государственности власти в области физической культуры и массового спорта, задача повышения мотивации к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями и как следствие этого повышение профессиональной подготовки различных социальных групп населения не теряет своей актуальности. Известно, что молодые люди студенческого возраста, в отличие от старших возрастных групп, относятся к своему здоровью, вопросам целенаправленного развития своего физического и психологического потенциала более легкомысленно.  В то же время период получения среднего специального или высшего образования – это особое время в жизни индивида: окончательно формируется его физический потенциал, прикладные двигательные умения и навыки, принципы  смысложизненной ориентации, закладывается база для последующей профессиональной самореализации. 

Нами были исследованы особенности ценностных ориентаций (по методике Рокича), потребностно-мотивационной сферы,  представление о здоровом образе жизни учащейся молодежи 14-22 лет (717 человек).

Как известно, терминальные ценности (цели) отражают приоритеты человека, особенности его смысло-жизненной ориентации, готовность стремиться к их достижению. При анализе иерархии ценностей особое внимание принято  уделять первым шести (так называемым «актуальным» ценностям) [1,с.308].  Очевидно, что эти данные можно использовать для  мотивации молодых людей к саморазвитию [2,с.60; 3,с.20].

Однако мы особо выделили три ценности, включающие очевидный «оздоровительный» компонент – «здоровье», «развитие», «уверенность в себе». Указанные ценности связаны с физическим и психическим состоянием человека и его стремлением к самосовершенствованию: здоровье (психическое и физическое), развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное самосовершенствование), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  Эти три жизненные ценности были нами условно названы «оздоровительными».

     Гендерный аспект анализа:

Три «оздоровительные» ценности, а также средние значения по двум группам респондентов представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Ранговая значимость «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет.

             Рассматривая отношение юношей и девушек 14-22 лет к «оздоровительным» ценностям, стоит отметить, что «здоровье» одинаково значимо для всех групп респондентов. Для девушек более значимо «развитие», чем «уверенность в себе», для юношей - наоборот.

            Средние показатели по трем этим ценностям в группах юношей и группе девушек практически не отличаются (7,7 и 6,7 соответственно), что говорит о достаточно высоком значении этих понятий в обеих подгруппах респондентов.

Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет представлена на рис. 2.

 Рис.2. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 14-22 лет.

           В обеих подгруппах в наибольшей степени реализована ценность «здоровье», наименее – «развитие». Средние показатели реализации трех ценностей в группе юношей и девушек также имеют незначительное различие (69% и 67% соответственно), что в целом говорит о достаточно высокой реализации этих категорий в обеих подгруппах респондентов.

     Социальный аспект анализа:

Ранги трех «оздоровительных» ценностей в двух подгруппах старшеклассников и их дезадаптированных ровесников представлены на рис. 3.

 

Рис. 3. Ранги «оздоровительных» ценностей в подгруппах подростков 14-17 лет.         

Анализируя особенности проявлений ценностей «здоровье», «развитие» и «уверенность в себе», стоит отметить, что наиболее значимо «здоровье» для школьников с отклонениями в поведении (особенно для юношей). В меньшей степени данная ценность важна для юношей из общеобразовательных школ.

          Обращает на себя внимание относительно низкая значимость в группе дезадаптированных подростков понятий  «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Причем, это характерно как для юношей, так и для девушек.

          «Развитие», как ценность в наибольшей степени значимо для дезадаптированных девушек, в наименьшей – для дезадаптированных юношей.

          Суммарный индекс по трем «оздоровительным» ценностям иллюстрирует примерно одинаковую потребность в комплексном развитии и самосовершенствовании, при относительно более высокой заинтересованности в этом у обычных школьниц, и относительно низкую заинтересованность дезадаптированных девушек.

            Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей в зависимости от социального фактора в группе старшеклассников представлена на рис.4.

 

Рис.4. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в подгруппах подростков 14-17 лет.

             Во всех четырех подгруппах в наибольшей степени реализуется ценность «здоровье», в меньшей степени – «развитие». В целом, наиболее высокий средний показатель по трем интересующим нас ценностям - в группе дезадаптированных юношей, наиболее низкий – в группе дезадаптированных девушек.

Возрастной аспект анализа:

          Ранги трех «оздоровительных» ценностей в шести подгруппах (14-16 лет, 17-19 лет, 20-22 года) представлены на рис. 5.

 

Рис.5. Ранги «оздоровительных» ценностей в подгруппах учащейся молодежи 14-22 лет.

           Возрастной фактор влияет на актуальность ценности «здоровья»: и у юношей, и у девушек его значимость снижается.

          Динамика значимости «развития» представлена иначе: у юношей с возрастом она уменьшается, а у девушек - повышается.

          Ценность «уверенность в себе» особенно значима для 17-19-летних юношей и девушек по сравнению с младшей и более старшей возрастными группами.

          Средний показатель по трем «оздоровительным» ценностям  ниже всего у юношей 20-22 лет (8,6), а наиболее высокий индекс отмечен у 17-19-летних девушек (6,3).

          Степень реализации «оздоровительных» ценностей в шести подгруппах представлена на рис. 6.

 

Рис. 6. Степень реализации «оздоровительных» ценностей в подгруппах учащейся молодежи 14-22 лет.

 

            Степень реализации трех «оздоровительных» ценностей во всех шести подгруппах выглядит однотипно. При этом большая реализация отмечена в младших подгруппах, а наименьшая – у юношей 20-22 лет и 17-19-летних девушек.

Способы достижения «оздоровительных» ценностей

Известно, что инструментальные ценности (ценности-средства), можно рассматривать как своеобразный инструмент достижения терминальных ценностей (ценностей-целей). Анализ взаимосвязи терминальных «оздоровительных» ценностей и соответствующих им инструментальных ценностей позволил выявить следующие пары «цель-средство»:  «здоровья - воспитание», «уверенности в себе – ответственность», «развитие - образованность». Взаимосвязь «здоровье» - «воспитанность» является общей в подгруппах юношей и девушек, а также для 14-16-летних респондентов и юношей 20-22 лет.

          Гендерной особенностью является возможность «развития» за счет - «ответственности» у юношей, а у девушек за счет «самоконтроля».

          В шести подгруппах общих вострастно-половых особенностей не выявлено – каждая имеет свои, что говорит о необходимости учёта этих факторов при построении педагогического процесса.

          Итак, представленные выше результатыхарактеризуют неосознаваемую психологическую связь «цель-средство» в различных группах наших респондентов. Для выявления более осознанных способов достижения трех «оздоровительных» ценностей в группах юношей и девушек 17-22 лет (249 человек) был проведен дополнительный опрос с помощью метода незаконченных предложений [1,с.309]. Респондентам письменно отвечали на  вопрос: «Как бы Вы достигали физического и психического здоровья, гармоничного развития и уверенности в себе?».

          В целом ответы касались: 1) трудовой активности, 2) занятий физкультурой и спортом, 3) методов практической психологии, 4) образования, 5) достижения целей, 6) общения с людьми, 7) поддержки окружающих, 8) внешней привлекательности, 9) здорового образа жизни, 10) профилактики заболеваний, 11) использования медикаментозных средств.

          Ниже способы достижения физического и психического здоровья, гармоничного развития и уверенности в себе расположены нами в определенной последовательности – в ее основе – степень предполагаемой активности субъекта (степень «затратности»), где на последних позициях находятся средства, требующие минимальных затрат и не предполагающие активных усилий со стороны индивида.

          В таблице отражены гендерные особенности в способах достижения здоровья, развития и уверенности. 

Таблица. Гендерные особенности достижения «оздоровительных» ценностей в группе молодежи 17-22 лет (n=249), %

Способы достижения

Здоровье

Развитие

Уверенность

сумма

юноши

девушки

Юноши

девушки

юноши

девушки

общая

Юноши

девушки

1. Трудовая активность

-

3

30

20

26

19

98

56

42

2. Занятия спортом и физической культурой

39

33

21

10

10

6

119

70

49

3. Методы практической психологии

-

8

18

25

18

33

102

36

66

4. Образование

-

2

29

35

4

15

85

33

52

5. Наличие цели и ее достижение

-

-

5

5

19

8

37

24

13

6. Общение с людьми

-

-

2

4

17

18

41

19

22

7. Поддержка окружающих

-

-

-

2

6

4

12

6

6

8. Внешняя привлекательность

-

0,4

-

-

-

4

4.4

-

4.4

9. ЗОЖ

44

37

2

-

-

-

83

46

37

10.Профилактика

14

16

-

1

-

1

32

14

18

11.Медикаментозное вмешательство

3

1

-

-

-

-

4

3

1

12.Нет ответа

19

3

20

4

13

5

64

52

12

 

            Оказалось, что одна и та же группа средств, по мнению респондентов, помогает приблизиться к реализации нескольких жизненных ценностей. Так, спорт и физическая культура представлены как средства достижения здоровья, развития и повышения уверенности в себе во всех группах молодежи.

          Трудовая активность, методы практической психологии, образование способствуют достижению всех «оздоровительных» ценностей в группе девушек. Юноши не используют данные средства для повышения уровня здоровья. Общение с людьми, наличие цели и ее достижение используются юношами и девушками только для развития и формирования уверенности. Поддержка окружающих актуальна для развития и ощущения уверенности у девушек, а у юношей – повышает только чувство уверенности. Закономерно, что работа над внешностью, как средство достижения здоровья и уверенности, используют только девушки. Здоровый образ жизни в большей степени актуален у юношей для достижения здоровья и развития, а у девушек – здоровья. Профилактика значима у девушек для всех трех «оздоровительных» ценностей, у юношей только достижения ценности «здоровья». Медикаментозное вмешательство естественно считается средством достижения здоровья в той и другой группе.

          Обращает на себя внимание сравнительно высокий показатель неопределенности внутренней позиции в группе юношей – практически пятая часть из них не представляют приемлемые для себя способы реализации здоровья, развития и уверенности.

          Судя по результатам, представленным в таблице, спорт и физическая культура, а также методы практической психологии являются наиболее важными составляющими саморазвития молодежи.

Суммарно реализация  трех «оздоровительных» ценностей в группе юношей осуществляется в основном за счет использования занятий физической культурой и спортом – их популярность составляет 70%, в то время как у девушек только 49%. «Оздоровительные» ценности женская подгруппа предпочитает достигать за счет использования методов и средств практической психологии (66% популярности), в то время как у юношей использование этих средств составляет 36%. Когда же мы рассматриваем возможности  достижения ценности «здоровье», то обращает на себя внимание, что способы реализации здорового образа жизни занимает наибольший процент и у юношей и у девушек (44% и 37% соответственно).

Понимание актуальных жизненных ценностей молодых людей и степени  их реализации в жизни позволит модернизировать педагогическую работу по мотивации к здоровому образу жизни, в том числе за счет использования дополнительной аргументации. Представление о значимости ценностей «здоровье», «развитие», «уверенность в себе»  поможет скорректировать содержательную часть учебных программ по физическому воспитанию.  мероприятий для молодежи.

В целом, включение в разработку физкультурно-педагогических  технологий формирования  здорового образа жизни психологических компонентов является ресурсом, который могут использовать не только педагоги-практики, но организаторы досуговых мероприятий для молодежи, а также средства массовой информации [2,с.58; 3,с. 12].

 

Список использованной литературы

1. Новикова, Н.Е. Здоровый образ жизни как компонент мировоззрения современной молодежи [Текст]/ Н.Е.Новикова, О.В. Тиунова // European Social Science Journal. –  2013.-№3 (31). – С.307-318 

2. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65

3. Тиунова,  О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом [Текст] : методические рекомендации /  О.В. Тиунова,  Д.А. Фильченков, М.В. Томилова - М. - Советский спорт, 2013.- 38 с. – ISBN 978-5-9718-0640-0 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика