Совершенствование подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе комплексного анализа соревновательной деятельности, технико-тактической и психологической готовности

Новиков А.А., Васильев Г.Ф., Тиунова О.В., Новикова Н.Е.

(Новиков, А.А. Совершенствование подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе комплексного анализа соревновательной деятельности, технико-тактической и психологической готовности  [Текст] / Г.Ф.Васильев, О.В.Тиунова, Н.Е.Новикова // Большая наука – большому спорту: материалы I Международного форума  г.Москва,  27-28 апреля 2016 г. /ФНЦ ВНИИФК – Москва, 2016 – С.154-156)

  Модернизация системы подготовки высококвалифицированных спортсменов в единоборствах может быть основана на более рациональном использовании их индивидуальных физических возможностей, что в свою очередь определяет арсенал технико-тактических действий, а также на учете психологических особенностей спортсменов, проявляющихся в соревновательной деятельности [1]. При этом очевидно, что технико-тактическое мастерство, проявляющееся в соревновательной деятельности, зависит не столько от физических кондиций спортсмена, сколько от его психологической готовности к поединку и любым неожиданностям соревновательной борьбы. В лексикон тренеров и других спортивных специалистов давно вошли понятия «индивидуальны», «комплексный» подход, но нельзя забывать, что реализуются они в рамках «многоуровневой» системы управления подготовкой [2].

Наиболее актуальными направлениями исследований являются сейчас:

-  Определение основных трудности соревновательной самореализации с точки зрения спортсменов и тренерского состава, в том числе - наиболее актуальные задачи психологической подготовки,

-  Разработка системы анализа и оценки реализации технико-тактического мастерства в соревновательной деятельности и технология эффективной психологической коррекции состояния спортсмена после поражения,

-Разработка типологии реализации спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов единоборцев с учетом их индивидуальных технико-тактических особенностей [3].

В рамках первого направления работы нами проводится анонимное анкетирование спортсменов и тренерского состава, которое позволяет сформулировать не только основные составляющие психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, но и выявить круг вопросов, по которым мнение тренера и спортсмена расходятся. Именно эти вопросы требуют первоочередного решения или сближения позиций, поскольку являются  ресурсом повышения соревновательной эффективности спортсмена. В качестве иллюстрации  уместно привести примеры несистемной работу с видеоматериалами, практически полностью отсутствующую работы со «спортивным дневником», нечеткость формулируемого тренером плана соревновательной борьбы и т.д.

Фактические данные о реализации технико-тактического мастерства в соревновательной деятельности является источником бесценной информации, позволяющей скорректировать тренировочный процесс на очередном этапе подготовки, а также спланировать целенаправленную работу над ошибками, в том числе с использованием моделирования соревновательной деятельности. Сопоставление арсенала приёмов, используемых спортсменом в поединке, с его фактическим арсеналом имеет как методическое, так и психологическое значение.

Технология эффективной психологической коррекции состояния спортсмена после поражения включает несколько методик [4], в том числе:

- подготовку спортсменом перечня  успешных действий, полезных состояний, эффективных решений, проявившихся в ходе соревновательной борьбы,

- четкое осознание спортсменом допущенных ошибок, формулирование соответствующих установок на следующее соревнование и подготовку реального плана исправления этих ошибок в тренировочном процессе.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как результат соревновательной деятельности, технико-тактическая и психологическая подготовленность, тесно связаны между собой.

Для тренерского состава и для спортсменов на эту тему запланированы к изданию соответствующие методические рекомендации. 

Результаты данной работы могут быть использованы в системе  подготовки  сборных командах России и ближайшего спортивного резерва, а также в системе повышения квалификации тренерского состава и спортивных психологов. 

Литература:

  1. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства [Текст]: монография / А.А. Новиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, – 2012. – 256с.
  2. Новиков А.А., Крупник Е. Я., Новиков А.О., Умаров М. К. Моделирование соревновательной деятельности как процесс оценки предельных и резервных возможностей единоборцев. [Текст]: / А.А.Новиков, Е. Я.Крупник, А.О.Новиков, М. К. Умаров / Материалы межвузовского научно-практического семинара «Актуальные проблемы обучения огневой и физической подготовки в образовательных организациях МВД России и практических органах внутренних дел» Москва, Академия МВД РФ, апрель 2014 г.- С.34-43
  3. Васильев Г. Ф, Новиков А.А, Крупник Е. Я. Систематизированное планирование тренировок в спорте. [Текст]: / Г. Ф Васильев, А.А Новиков, Е. Я Крупник. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма» УФА, УГАУ марта2015 г.- С.231-242
  4. Тиунова, О.В. Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена [Текст] // Теория и практика современной науки: материалы XIX Международной науч.-практ. конф.г.Москва,  7-8 октября 2015 г. /Н-ИИЦ «Институт стратегических исследования". - Москва: Изд-во «Институт стратегических исследования": Изд-во "Перо", 2015.- С.124-126

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика