Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты

Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты

(Тиунова О.В. Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты [Текст] / О.В.Тиунова// Физическая культура, спорт – наука и практика - 2017. № 2  - С.88-93)

Аннотация: В рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки был выявлен достаточно высокий интерес спортсменов высокой квалификации к психодиагностике,  позволяющей установить сильные сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс».

Цельюнаучно-практической работы  Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ныне - Федерального научного центра физической культуры и спорта) стала подготовка и апробация системы психодиагностики, включающей  рациональное планирование психологического тестирования, комплексный анализ полученных данных, а также интерпретацию результатов исследования  применительно к задачам спортивной практики.

 В данной статье представлен опыт работы по организации психологического тестирования спортсменов сборных команд страны и ближайшего резерва в рамках углубленного, этапного и текущего психологического обследования. В период с 2003-2017 гг. в работе с командами был апробирован ряд психодиагностических методик. 

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс, однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Именно поэтому особое внимание в статье уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовке практических рекомендаций тренерскому составу, спортсменам и команде в целом.

Разработанная система психодиагностики может быть использована как в командных, так и в индивидуальных видах спорта(авиамодельный спорт, биатлон, велоспорт, волейбол, горнолыжный спорт, гребля на байдарках и каноэ, лыжные гонки, маутинбайк, скалолазание, фехтование и др.).

Предложенный набор психодиагностических методик, алгоритмов работы и формы предоставления результатов тестирования «заказчику», будут полезены спортивным психологам и сделают их сотрудничество с тренерским составом более продуктивным.

Ключевые слова: психологическое обеспечение спортивной подготовки, спортивная команда, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, консультирование спортсменов, психологическая подготовка, внутрикомандные взаимоотношения

Актуальность. В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г. в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации, отвечающая за психологическое обеспечение сборных команд страны.  На первом этапе работы в ходе анкетирования членов сборных команд были определены наиболее важные с точки зрения спортсменов направления (формы) работы спортивного психолога в команде [4; 9,с.24].   Наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки практически в каждой команде оказалось проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильные сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс». Как известнопсиходиагностические методики в нашей стране широко издаются [1, 3, 6, 7, 8, 13] и тиражируются, а многие из них можно найти в Интернете. К сожалению, такая доступность «психологического инструментария» провоцирует большое количество опечаток, неточностей и нарушений авторских алгоритмов работы. Всё это вызывает необходимость тщательной перепроверки каждого теста/опросника и анализа предлагаемых шкал оценки полученных результатов [5, 11].  

Цельюпоследующей научно-практической работы стала подготовка и апробация системы психодиагностики, включающей  рациональное планирование психологического тестирования, комплексный анализ полученных данных, а также интерпретацию результатов исследования  применительно к задачам спортивной практики.

Ниже будут рассмотрены важнейшие аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), которые, в соответствии с регламентом работы комплексных научных групп, нами осуществлялись и показали свою высокую практическую ценность. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии [5, 12].

Результаты:

Тестирование в рамках УПО. В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, по результатам предварительного общения с главными тренерами сборных команд страны, были включены 6-10 методик. В виде специальных бланков они раздавались спортсменам сборных команд для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция  [10,с.15], направленная на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить спортсмена с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих,  мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях со стороны теперь известных ему психологов. Всё это исключало небрежность в заполнении бланков и повышало заинтересованность спортсменов в получении результатов тестирования.

Многолетняя практика такой работы показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в своеобразный «психологический тренинг».

Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд страны (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолога есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1).  

Таблица 1. Диагностические методики УПО, используемые на различных этапах работы с клубной командой

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Личностные особенности спортсменов

Особенности мотивации

Социометрия

Актуальное состояние

1)             Восьмицвето-вой тест Люшера

2)             Акцентуации характера (тест Леонгарда)

3)             Уровень субъективного контроля (тест Роттера)

4)             Волевая саморегуляции (тест Зверькова-Эйдмана)

5)             Агрессивность (тест Басса-Дарки)

6)             Тип нервной ситемы (тест Стреляу-Вяткин)

1)               Мотивация достижения успеха (тест Элерса)

2) Мотивация избегания неудач (тест Элерса)

3)               Потребность в одобрении (тест Марлоу-Крауна)

4)               Степень удовлетворения основных потребностей (тест Фанталовой/ тест Рокича)

5)               Цветовой тест отношений,

6)               Метод незаконченных предложений

1)             Отношение к тренеру (тест Ханина)

2)             Групповая сплоченность (тест Сишор-Ханина),

3)             Атмосфера в команде (тест Ханина)

4)             Конфликтность (тест Томаса)

5)             Социометрический тест (тест Морено)

6)              Цветовой тест отношений

 

1)                Восьмицве-товой тест Люшера

2)                Оценка уровня хронического утомления (тест Леоновой)

3)                Ситуативная и личностная тревожность (тест Спилбергера-Ханина)

4)                Самооценка (шкалы Дембо-Рубинштейн-Яньшин)

5)                Психическая надежность в соревновательной деятельности (тест Мильмана)

6)                Отношение к предстоящему соревнованию (тест Ханина)

Систематизация [2,с.14], анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс, однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления итоговых результатов психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением условных авторских «норм», среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений. После такой «визуализации» возникают естественные вопросы о практических рекомендациях, которые могут касаться индивидуальной работы тренера со спортсменов, внутрикомандных взаимоотношений, спортивной подготовки, психологической подготовки, подготовки к ответственным стартам и т.д. Таким образом, вся полученная психологом информация должна быть «разложена» на определённые и наиболее важные тренеру «полочки».

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления тренерскому составу.

Таблица 2. Алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления

И н ф о р м а ц и я, основанная на результатах психодиагностики

Разделы            рекомен- даций

Порядок

предостав-ления инф-ии

Силь-ные сторо-ны

Психо-логи-ческий ресурс

Взаимодействие

Работа

С-С

С-К

С-Т

Т-К

Тренировки

Соревнование

спор-тив-ная

психо-логи-ческая

до

во  вре-мя

после

побе-ды

пора-же-ния

Тренеру (Т):

- о средних результатах по команде

  •  
  •  

_

_

      _

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

- о каждом спортсмене

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

_

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Спортсмену (С)

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

_

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Команде (К)

о средних результатах по команде

  •  
  •  

_

_

_

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Блок  этапногои текущего психологического тестирования в 2010 году был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г. Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд, и при этом регламентирована содержательная направленность этой работы. Комплексным научным группам было вменено в обязанность регулярно оценивать, так называемое, «психоэмоциональное» состояние спортсменов. Этот двухуровневый  «мониторинг» стал важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации. 

Психологический блок этапного обследования должен был включать регистрацию следующих показателей:  уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля,  волевой мобилизации,  уровень притязаний и самооценки,  а также потребности спортсмена.

Мы апробировали и рекомендуем следующее содержание ЭПО :

- Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

- Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,              

- Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

- Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М. Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Программа текущего психологического обследования (ТПО), реализуемая в условиях сборов,  должна была включать оценку  уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени  психического утомления.

Нами был использован набор показателей, которые можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (таблица 3):

Таблица 3. Содержание текущего психологического обследования

Функциональный блок

 

Поведенческий блок

Психологический блок

Самочувствие

Активность

Настроение

Общая  работоспособность

Желание тренироваться

Психическое утомление

ЧСС за 20 сек., утром, лежа, сразу после пробуждения

Желание соревноваться

Тревожность

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществлялось за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

- уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

- оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

- уровень эмоционального состояния – суммарное  значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

- агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

- психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

- мотивационное состояние     – значение по шкале «Желание тренироваться»,

- степень психического утомления   – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучала следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Таблица 4. Бланк проведения ТПО

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполнял мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом [11].

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды, поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? Оцените в баллах от 1 до 10».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее  интерпретировать полученные результаты. 

Заключение. Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2017 гг. мы апробировали ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения углубленного, этапного и текущего психологического обследования спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва, а также в ходе индивидуальной работы психолога со спортсменом.

Важно отметить особое значение «спортивно-ориентированной» интерпретации полученных цифровых результатов, авторских словесных формулировок и шкал оценки. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики и спортивного опыта психолога, проводящего тестирование. Наш опыт (выбор методик, алгоритмы работы и формы предоставления результатов тестирования «заказчику») будет полезен спортивным психологам  и сделают их сотрудничество с тренерским составом более продуктивным.

ЛИТЕРАТУРА: 

1)                Кортнева Ю.В. Диагностика актуальных проблем – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 240 с.

2)                Ловягина А.Е. Психическое состояние человека: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУ, Факультет психологии, 2014. – 120 с.

3)                Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросниковю-М.: Смысл, 2013. - 235 с.

4)                Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 26.02.2017)

5)                Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.self-master-lab.ru/testing/psiho.html (дата обращения: 26.02.2017)

6)                Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

7)                Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара:Издательский Дом «Бахрам-М», 2006. – 672 с.

8)                Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. – СПб.:Речь, 2007. – 128 с.

9)                Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

10)           Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

11)           Тиунова О.В., Злобин А.Е. Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии / О.В.Тиунова, А.Е.Злобин // Вестник спортивной науки. - 2008. - №3. -С.16-20.

12)           Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена.  Методические рекомендации - М., ФГОУ ГШВСМ, М., РКонсульт, 2006 – 32 с.  

13)           Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте [Текст]/И.А.Юров.- М.: Советский спорт, 2006. – 163 с.

УДК 796.01: 159.9 

PSICHODIAGNOSTICS IN SPORT PSYCHOLOGIST’S WORK

WITH RUSSIAN NATIONAL TEAMS:

CONTENT, METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

O.Tiunova– Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Leading  Research Worker,  Federal Science Center for Physical Culture and Sport (All-Russian Scientific Research Institute of Physical Education), ORCID iD 0000-0001-9301-0475

 Contact information for correspondence: e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Abstract:  During the systemic of psychological-pedagogical support of sport training, above-average interest of  high-qualified athletes to psychodiagnostics, which allows  to reveal strong points of  athlete’s personality and his/her "psychological resource" was identified.

The  purpose of scientific and physical work of  Physical Education and Practical Psychology Laboratory of the All-Russian Scientific Research Institute of Physical Education (currently - Federal Scientific Center of Physical Education and Sports) is preparation and approbation of psychodiagnostics system,  including rational planning of psychological testing, a complex analysis of obtained data, as well as the research results interpretation connected with the problems of sports practice.

This article presents the work experience in organization of psychological testing of the country’s national team athletes and  the nearest during in-depth, step-by-step and ongoing psychological examination. A number of psychodiagnostic techniques were tested during the work with teams between 2003 and 2017.

 Systematization, analysis and interpretation of the obtained data is rather  complex process, however, possibility of further  implementation of other forms of psychological and pedagogical support of sports training in the team work  largely depends on its quality. That is why special attention in the article is paid to the interpretation of test results and preparation of practical recommendations for  coaching staff, athletes and teams as a whole.

The developed system of psychodiagnostics can be used both in command and individual sports (model air sports, biathlon, cycling, volleyball, alpine skiing, canoeing, skiing, mountain bike, rock climbing, fencing, etc.). The proposed set of psychodiagnostic methods, work algorithms and the forms of testing results oresentation to “ordering customer”, will be useful for sports psychologists and will make their cooperation with the coaching staff more productive.

Keywords: psychological support of sports training, sports team, diagnostics, psychological tests, interpretation of test results, counseling of athletes, psychological training, intra-team relationships. 

REFERENS: 

1)                Кortneva Ju. V. Diagnostika  actual’nyh problem [Diagnostiks  of actual problems] . Moscow,  Institut  Obshhegumanitarnyh  Issledovanij, 2004, 240 p. (in Russian).

2)                Lovjaginа A. E. Psihicheskoe sostojanie cheloveka [The mental state of the person]. SPb.: SPbSU, Fakul’tet psychology, 2014. – 120 p. (in Russian).

3)                Mitina O. V. Razrabotka i adaptacija psihologicheskih oprosnikov [The development and adaptation of psychological obrusnikova]. Moscow, Smysl,  2013, -235 p.(in Russian).

4)                Psychological service working with sportsmen of high qualification. Available at: URL: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (Accessed February  26, 2017)

5)                Psihodiagnostika. Psychodiagnostics. Available at: URL: http://www.self-master-lab.ru/testing/psiho.html (Accessed February  26, 2017)

6)                Bludov Ju. M., Serova L. K., Marishchuk V. L. Psihodiagnostika v sporte [Psychodiagnostics in sport]. Moscow, Prosveshhenie, 2005, 349 p. (in Russian).

7)                Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki I testy. [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara. Izdatel’skij Dom  "Bahram-M", 2006, 672 p. (in Russian).

8)                Sobchik L. N. Metod cvetovyh vyborov – modificija vos’micvetovogo testa Ljushera [Method of color elections – modification vosmiruchevoj Luscher test]. SPb. Rech, 2007, 128 p. (in Russian).

9)                Tiunova  O. V. Psihologicheskoe obespechenie sportivnoy podgonjvki sbornih komand Rossii (vozmojnosti I perspektivi) [Psychological support of sports preparation of national teams of Russia (possibilities and prospects)].  Sports-35,  2015, no7(1), pp. 24-25 (in Russian).

10)           Tiunova  O. V. Motivacija dostizhenij v sportivnoj dejatel’nosti [Achievement motivation in sports activities]. Moscow, FGOU GShVSM, TransLit, 2007,  32 p. (in Russian).

11)           Tiunova, O. V., Zlobin A. E. Marketing tehnologij mobil’noy sviazi primenitelno k zadacham sportivnoy psihologii [Marketing of mobile communication technologies applied to the problems of sports psychology].  Moscow, Vestnik sportivnoy nauki [Sports science bulletin], 2008, no. 3. -pp. 16-20. (in Russian).

12)           Tiunova  O. V., Samokhina A. Ju., Gortinsky A. V. Diagnostika lichnostnyh svoystv I psihicheskih sostojanij u sportsmenov [Diagnostics of personal properties, and mental states of  the  athlete]. Moscow, FGOU GShVSM, RKonsul’t, 2006. 32 p. (in Russian).

13)           Juurov  I. A. Psihologicheskoe testirovanie I psihoterapija v sporte [Psychological testing and psychotherapy in sport].  Moscow,  Sovetskij sport, 2006, 163 p. (in Russian).

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика