Возможности использования открытых многомерных опросников в работе психолога со спортивной командой

(Тиунова О.В. Возможности использования открытых многомерных опросников в работе психолога со спортивной командой [Текст] / О.В. Тиунова //Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2017.-№10 (152). - С.331-336)

Аннотация

В статье представлена технология использования в работе со спортивной командой открытых многомерных опросников. Такая форма опроса и последующий контент-анализ полученных результатов позволяет определить отношение спортсменов к тренировочному и соревновательному процессу, выявить особенности внутрикомандных отношений, уровень взаимопонимания спортсменов и остальных участников спортивной подготовки (тренеров, врачей, психолога команды).  Дальнейшее обсуждение результатов опроса со спортсменами и тренерами позволяет внести коррекцию в тренировочный процесс, повысить мотивацию спортсменов и совершенствовать формы взаимодействия всех членов спортивного коллектива. 

Ключевые слова: психология спорта, психологические тесты, анкетирование, опросники, мониторинг состояния, мотивация, внутрикомандные отношения, психологическое обеспечение спортивной подготовки. 

УДК 159.9.072.432  

POSSIBILITYES OF APPLICATION OF OPEN MULTIDIMENSIONAL QUESTIONNAIRES IN THE WORK OF  PSYCHOLOGIST WITH THE SPORTS TEAM

Annotatiun

The article presents the technology of  application in work with the  sports team of the open  multidimensional questionnaires. This form of the survey and subsequent content analysis of the obtained results allows  determining the attitude of the athletes to the training and competition process, to identify the features of  intra team relationships, and the level of understanding of athletes and other participants of  the sports training (trainers, doctors, psychologist of the team). Further discussion of the survey results with the athletes and coaches allows making the  corrections in the training process, increasing the motivation of  athletes and improving the  forms of  interaction  between all members of the sports team.

Keywords: sports psychology, psychological tests, questionnaires,  monitoring, motivation, internal team relationships, psychological support of sports training.

ВВЕДЕНИЕ

      Результаты наших исследований показали, что диагностика является наиболее востребованной составляющей психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации [6]. Известно, что опросники – наиболее простой инструмент её проведения [1, 2, 3, 4]. Опросники, не предусматривающие наличие оценочных шкал, «ключей», «норм»,  предполагают простейший механизм обработки и анализа – исследователями и практиками рассматриваются процентные соотношения ответов [5, 7]. Однако наибольшую сложность в разработке представляют опросники (анкеты), которые должны объективно и полно оценить ту или иную ситуацию в спортивной команде. Заранее подготовленные вопросы («закрытый» опрос) ограничивает возможность откровенных высказываний респондентов, а «открытый»  -  часто дезориентирует их своей неопределённостью, что приводит к большому числу формальных и поверхностных ответов.

В ходе многолетней практической работы в сборных командах страны и ведущих спортивных клубах была разработана технология проведения открытого многомерного опроса (анкетирования).

МЕТОДИКА

Бланк для письменного заполнения представлял собой таблицу, где, в зависимости от ситуации профессиональным спортсменам предлагалось сформулировать своё мнение, исходя из следующей логики:

А) что добавить, что уменьшить, что видоизменить

-  в тренировочном процессе, в предстартовой подготовке, в ходе игры, после её окончания;

- на следующих выездных сборах в летний период, для создания рабочей атмосферы в команде, в тренировочном процессе, перед соревнованием, во время него, после соревнования,

Б)  «преодолеть, избавиться, снизить» или «стать, приобрести, научиться»

- в личном плане/ в качестве члена команды.

В) что изменить, что добавить, что снизить

- в подготовке команды, в собственной подготовке,  на сборах, на соревнованиях.

В) было недостаточно, было слишком много, другие причины поражения

- на подготовительном этапе, накануне и в день соревнований, перед выступлением, во время выступления.

Такая форма опросов не вызывает нареканий у тренерского состава, а  членам команды заполнять «многомерный» опросник легко, т.к. логика «что уменьшить - что добавить - что видоизменить» способна вместить всё разнообразие возможных индивидуальных ответов, даёт определённый алгоритм самоанализа или анализа ситуации, а также  облегчает подбор слов. «Адресность» этих предложений, их привязка к этапу или форме подготовки делает ответы респондентов конкретными, а результаты опроса практически значимыми.

Ниже в качестве примера представлен бланк опроса команды ВК Динамо (г.Москва),  проведённого в конце сезона 2011-2012 гг.: 

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

      Форма подачи материала для его последующего обсуждения и формирования правильного отношения команды и тренерского состава к дальнейшей совместной деятельности и неизбежным трудностям спортивной жизни также очень важна. Ниже в виде диаграмм представлены основные результаты опроса. Конкретные высказывания членов команды в данном случае не приводятся, их вес не так важен на фоне выявленного с помощью  контент-анализа общего настроения и понимания командой ситуации.

Данная форма презентации результатов опроса способствовала дальнейшему конструктивному сотрудничеству и эффективному взаимодействию спортсменов и спортивного психолога.

 На первом рисунке команде было показано количество участников опроса, что позволило:

- обратить внимание тренерского состава на  «отстранённость» двух игроков-легионеров, плохо знающих русский язык,

- оказать «воспитательное» воздействие на игрока, демонстративно игнорировавшего участие в опросе.

 

       Тринадцатью спортсменами было сформулировано 102 мысли (предложения, замечания, эмоции), что косвенно подтверждает  высокую продуктивность использования открытых многомерных опросников. На рисунке 2 представлено соотношение «конструктивных» и «неконструктивных» высказываний. При этом важен позитивный оттенок большей их части, что косвенно характеризует атмосферу в команде. Естественно, такая статистика производит сильное впечатление как на тренерский состав, так и на команду в целом: повышается самооценка спортсменов, растёт доверие к их мнению со стороны тренерского состава и др.

 

       Данный опрос предполагал четыре уровня «ответственности»:  индивидуальную работу спортсменов, командную работу, тренерскую работу, а также работу медицинской группы (врача и массажистов) и работу психолога команды. Особый интерес представляло, насколько на тот период подготовки в команде сохранилась  личная ответственность каждого игрока и команды в целом за общий, не слишком хороший результат серии последних игр.  Из 92-х конструктивных высказываний (Рисунок 3) 41,3 %  подтвердили  эту ответственность, что положительно сказалось на эмоциональном состоянии тренерского состава.

 

        На рисунке 4 приведён анализ индивидуальных задач. Тот факт, что психологическое состояние и поведение спортсменов оказались для них достаточно важными, прозвучал позитивно для всех членов команды (спортсмены продемонстрировали готовность совершенствоваться, тренеры лишний раз убедились, что психолог в команде нужен, психолог – что спортсмены готовы к целенаправленной работе). Но, конечно, важнейшим показателем «рабочей» атмосферы в команде были формулировки, связанные с необходимостью собственных усилий. 

 

         Среди командных задач-пожеланий (Рисунок 5) половина имели «психологическое» звучание. И данная диаграмма была представлена команде не случайно, поскольку тема внутрикомандных отношений в игровых видах спорта не теряет своей актуальности даже в конце сезона.

 

       Вопросов и предложений тренерскому составу было сформулировано 39 (Рисунок 6).

 

         Развёрнутый анализ (Рисунок 7) позволил тренерскому составу посмотреть на тренировочный процесс глазами профессиональных игроков и увидеть дополнительные возможности его совершенствования.

 

         Разумеется, итоги данного опроса, а также конкретные формулировки, полученные в ходе анонимного заполнения анкет,  были в дальнейшем всесторонне проанализированы и тренерским составом, и менеджментом клуба. Однако целый ряд сложностей психологического характера был преодолён уже на стадии проведения опроса и оглашения его общих, представленных в этой статье, результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Технология использования в работе со спортивной командой открытых многомерных опросников позволяет определить отношение спортсменов к тренировочному и соревновательному процессу, выявить особенности внутрикомандных отношений, уровень взаимопонимания спортсменов и остальных участников спортивной подготовки (тренеров, врачей, психолога команды).  

Дальнейшее обсуждение результатов опроса со спортсменами и тренерами позволяет внести коррекцию в тренировочный процесс, повысить мотивацию спортсменов и совершенствовать формы взаимодействия всех членов спортивного коллектива.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование: Книга 1 – М.: Педагогика, 1982 .- 320 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
  3. Марищук , В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб.пособие для вузов/ В.Л. Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова – М.: Просвещение, 2005. - 349 с.
  4. Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников – М.: Смысл, 2013. – 235 с.
  5. Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П.Волкова.- СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  6. Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки: содержание и принципы реализации // Материалы международной научной конференции "Ананьевские чтения-2016. Психология: вчера, сегодня завтра", 25-29 октября 2016, г. Санкт-Петербург, т.2, с.210-211
  7.  Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте Ю.Л.Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.

REFERENCES

  1. Anastasi, A. (1982),  Psychological testing: Book 1 Pedagogy, Moscow.
  2. Burlachuk, L. F. and Morozov, S. M. (2001), Тhe dictionary-directory on psychological diagnostics, Peter, St.Peterburg.
  3. Marishchuk, V. L., Bludov Ju. M. and  Serova L. K. (2005) Psychological testing in sport: textbook, Education, Moscow.
  4. Mitina, O. V. (2013),Тhe development and adaptation of psychological questionnaires, Sense,  Moscow.
  5. Ed. Volkov, I. P. (2002),  Workshop on sport psychology, Peter, St.Peterburg.
  6. Tiunova, O. V. (2016) «Psychological support of sports training: content and implementation principles», Proceedings of the international conference "Ananyev reading-2016. Psychology: yesterday, today, tomorrow", 25-29 October 2016, vol. 2, St. Petersburg, pp. 210-211.
  7. Hanin, Yu. L. (1980), Psychology of communication in sport,  Physical culture and sport, Moscow.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика