РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

О.В.Тиунова, Российская Федерация, г.Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта

Аннотация: в статье представлена система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, которая может быть реализована в Республике Казахстан. 

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивный психолог, тренер, спортсмены, система научно-методического обеспечения. 

          Известно, что психологическая подготовка является необходимой составляющей тренировочного процесса, наравне с физической, технической и тактической подготовкой.

          Лаборатория физической культуры и практической психологии (РФ, г.Москва) имеет многолетний опыт работы в области психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Нами разработана, апробирована и успешно внедряется комплексная, обоснованная, гибкая и доступная для контроля технологию работы [1,2,3 и др.]. Она включает систему работы со спортсменами высокой квалификации, тренерским составом, юными спортсменами, родителями юных спортсменов и спортивными психологами - http://www.self-master-lab.ru.

            Адаптация разработанной нами системы психолого-педагогического обеспечения под «спортивные» задачи любого региона,  особенности «ментальности» тренерского состава, условия их работы и др. позитивно скажется на росте спортивных показателей и повышении уровня профессиональной подготовки национальных кадров спортивных психологов и тренеров.

          Разумеется, разработка республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва требует определённых организационных решений и финансового обеспечения со стороны Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК. Начать эту работу можно достаточно небольшой группой исполнителей, наделённых соответствующими полномочиями.

          Особого внимания заслуживают следующие направления работы:

          - Регулярное проведение интерактивных вебинаров и видео-конференций, для тренерского состава, спортсменов, спортивных психологов РК,

          - Организация и проведение  регулярных обучающий семинар для тренерского состава, спортивных психологов, спортсменов высокой квалификации с раздачей каждому участнику соответствующих тематических материалов методической направленности,

          - Финансирование обучения психологов Республики на курсах повышения квалификации «Спортивная психология», организованных нашей Лабораторией в Москве, или организация такого обучения в РК,

          - Подготовка и издание серии методических материалов для тренерского состава и спортсменов высокой квалификации, а также спортивных психологов Казахстана (на двух языках),

          - Разработка положения о «Республиканской психологической службе по работе со спортсменами высокой квалификации» (правовые, организационные, финансовые вопросы, ее структура и т.д.). На базе такого подразделения (или самостоятельной организации) может осуществляться и «психологический блок» работы комплексных научных групп (КНГ) при сборных командах РК, системная работа со всеми спортивными организациями региона и подготовка национальных кадров спортивных психологов,

          - Подготовка и утверждение «Республиканской программы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки»,

          Какие же формы работы  с тренерским составом, спортсменами и спортивными психологами клубов уже показали свою эффективность и являются достаточно востребованными? Ниже более подробно изложено содержание каждого из этих «адресных» направлений работы. Важно подчеркнуть, что именно эта работа должна в будущем системно осуществляться спортивными психологами Республики Казахстан, однако она может проводиться и сейчас – в рамках международного сотрудничества нашего коллектива с любой спортивной организацией РК. Работа спортивных психологов с национальными сборными командами  (в  сотрудничестве с КНГ) должна включать:

          - Организацию и проведение углубленного психологического тестирования спортсменов,

          - Организацию и проведение этапного психологического тестирования,

          - Организацию и проведение текущего психологического тестирования, осуществляемого в условиях проведения спортивных сборов,

          - Осуществление психологического сопровождения спортсменов в условиях соревнований в рамках  регламента обследования соревновательной деятельности,

          -  Информационное обеспечение руководителя КНГ и тренерского состава, в т.ч. подготовку методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам психологической подготовки спортсменов.

          Работа с тренерским составом может включать:

          1) Проведение обучающих тематических семинаров, вебинаров и видео-конференций,

          2) Тематическое информирование:

  •  регулярную рассылку актуальных тематических материалов всем заинтересованным лицам и организациям республиканского уровня,
  •  регулярное информирование о научно-практических конференциях и возможностях участия в них,
  •  подготовку для тренерского состава методических рекомендаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии,

          3) Консультирование:

  • по вопросам  психологической подготовки спортсменов, в том числе экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических методик;
  • по вопросам формирования внутрикомандных взаимоотношений, в том числе:

     - повышения эффективности тренировочного процесса, на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсмена (команды);

- решения конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «тренер-спортсмен», «тренер-команда» и др.;

  • по вопросам собственной профессиональной самореализации:

     - повышение эффективности профессиональной самореализации;

     - подготовка научно-практических публикаций,  планировании и проведении собственного диссертационного исследования;

     - преодоление профессионального кризиса и профилактика профессионального выгорания.

     4) Практическую работу психологов с командами и отдельными спортсменами (см.ниже),

     5) Подбор квалифицированных психологов в команду, из числа тех, кто прошел обучение (курсы повышения квалификации, специальные стажировки в РК или в РФ).

          Уже сейчас работа со спортсменами высокой квалификации может быть очной по форме:

  •  в любом регионе Казахстана осуществляться силами сотрудников нашей Лаборатории во время командировок или психологами РК по разработанным нами алгоритмам,
  •  в Москве - во время приездов спортсменов Республики Казахстан на международные соревнования,

заочной, с использованием Skype, E-mail, мобильной телефонной связи и выполняться  сотрудниками Лаборатории, а также силами подготовленных психологов  того или иного региона по разработанным нами алгоритмам.

Для спортсменов высокой квалификации:

Основные формы и направления работы

Очно

Заочно

TF

e

1

Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена, в том числе тестирование в режиме on-line

+

-

+

2

Консультирование:

- по вопросам спортивной психологии;

- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.

+

+

+

-

+

+

3

Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов

+

-

+

4

Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития

+

-

+

5

Разработка индивидуальных программ:

- психологической подготовки к ответственным соревнованиям;

- коррекции неблагоприятных состояний.

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

6

Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления

+

-

+

7

Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция

-

+

+

8

Оказание экстренной психологической помощи («Call-центр»)

+

+

+

9

Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:

- «спортсмен-спортсмен»,

- «спортсмен-команда»,

- «спортсмен-тренер».

 

-

-

+

 

+

-

+

 

+

+

+

10

На соревновательном этапе:

- «предстартовая» психологическая подготовка;

- психологическая поддержка во время проведения соревнований;

- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.

+

+

 

+

+

+

 

-

+

-

 

+

Дополнительно в работе с командой:

- проведение групповых бесед по темам, интересующим команду;

- обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др. 

Психологическая помощь в  кризисных  житейских ситуациях

Проект «Социализация спортсмена»:

- тестирование с акцентом на профориентацию;

- подготовка программного обеспечения для самообразования;

- организация условий для освоения профессии «Спортивный психолог».

 В работе со спортивным резервом и  родителями юных спортсменов могут быть использованы следующие формы и направления работы:

А) Для спортивного резерва

1

Консультирование по вопросам психологической  подготовки, в том числе:

  •  проведение углубленного  психологического тестирования;
  •  индивидуальный психологический тренинг: обучение приемам самоконтроля, саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления;
  •  разработка индивидуальных программ коррекции неблагоприятных состояний;
  •  разработка индивидуальных программ  психологической подготовки к ответственным соревнованиям;
  •  заочный мониторинг и коррекция психофизического состояния спортсмена в период ответственных соревнований или спортивных сборов;
  • на соревновательном этапе:

- предстартовая психологическая подготовка;

- психологическое сопровождение во время соревнований;

- видеосъёмка;

- совместный с тренером анализ полученного опыта побед и поражений.

2

Консультирование по вопросам физической подготовки, в том числе:

  • разработка индивидуального спортивного дневника;
  •  обучение системному учету и анализу тренировочной работы;
  •  оценка уровня тренировочных и соревновательных нагрузок;
  •  тестирование двигательной подготовленности, в том числе экспресс-тестирование уровня физического состояния; 
  •  прогнозирование личного спортивного результата;
  •  корректировка  программ самостоятельных тренировок в соответствии с базовыми методическими принципами спортивной подготовки;
  •  составление комплексов специальных упражнений;
  •  разработка индивидуальных программ физических тренировок (восстановительной, поддерживающей или развивающей направленности); 
  •  обучение приемам самоконтроля, необходимым для спортивных тренировок.

Б) Для родителей молодых спортсменов:

    1) Определение  базовых и актуальных жизненных ценностей ребенка, места спортивной деятельности среди остальных приоритетов его развития;

    2) Консультации по вопросам

- мотивации к занятиям спортом, психологической поддержки, улучшения взаимопонимания и др.;

- выбора ребенком спортивной специализации и построения дальнейшей спортивной карьеры;

-  самостоятельной физической подготовки юного спортсмена.

     3) Тематическое информирование (выступление на родительских собраниях).

     4) Подготовка методических рекомендаций и информационных материалов.

          Работа с психологами республиканских спортивных организаций может предусматривать:

 

Возможности повышения эффективности профессиональной деятельности:

1

Использование апробированной нами системы психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки 

2

Использование в ражиме on-line психодиагностической компьютерной программы "Отношение к предстоящему соревнованию", размещенной на сайте Лаборатории (http://www.self-master-lab.ru)

3

Использование для проведения лекционной и консультативной работы со спортсменами методических, фото, аудио и видео материалов сайта Лаборатории

4

Супервизия.  

5

Консультации по вопросам  успешной профессиональной самореализации

6

Оперативная помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих на уровне «психолог-тренер» и др.

 

Возможности карьерного роста:

7

Отзывы и рецензии на научно-методические публикации

8

Помощь в подготовке публикаций, научно-методических разработок (планирование, редактирование, рецензирование). Подготовка совместных научно-методических публикаций по наиболее актуальным вопросам спортивной психологии

9

Письменные экспертные заключения с оценкой ваших авторских разработок, методик, программ и технологий работы

10

Размещение на сайте Лаборатории ваших материалов в виде статей (интернет-публикации), фото и видео материалов о вашей успешной работе

11

Регулярное информирование о предстоящих международных семинарах, конференциях и возможностях участия в них

12

Проведение на базе ваших спортивных организаций совместных научно-практических семинаров для тренерского состава, педагогов-психологов, родителей юных спортсменов, а также обучающих занятий  и тренингов для спортсменов различной квалификации

13

Помощь в планировании, подготовке и проведении диссертационного исследования

Возможности повышения квалификации:

14

Экспертная оценка предлагаемых для использования в команде или уже используемых психологических или психодиагностических методик

15

Подготовка тематических информационных материалов (по вашему запросу)

16

Регулярное информирование о новых возможностях системного психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки, об использовании специального оборудования для диагностики и коррекции психофизического состояния спортсменов и т.д. Рассылка актуальных тематических материалов.

17

Обучение на курсах повышения квалификации "Спортивная психология" (72 часа), участие в тематических научно-практических семинарах (проводимых в РФ или организованных в РК)

            Этапность  работы:

          Независимо от конкретного содержания,  работа по  созданию республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва должна проводиться нами совместно со специалистами-психологами какой-либо республиканской организации и при этом - с максимально широким привлечением психологов–волонтеров. Одновременно с практической работой мы планируем и совместную со спортивными психологами РК разработку соответствующих национальных отраслевых стандартов и программ.

          После того как система работы будет налажена, задачи нашей Лаборатории могут быть ограничены  общим курированием, экстренной помощью спортсменам и специалистам отрасли, подготовкой методических пособий и вопросами повышения квалификации специалистов РК.

            Первоочередные формы внедрения в спортивных организациях Республики Казахстан разработанной нами системы психологического обеспечения уже сейчас могут включать:

          - Размещение на сайтах спортивных организаций один из баннеров нашей Лаборатории (См.http://www.self-master-lab.ru/notice/12-uncategorised/349-bannery-laboratorii.html) и Интернет-ссылку на интерактивный опрос «Отношение к предстоящему соревнованию» (http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm). Таким образом, мы поможем спортсменам и тренерскому составу самостоятельнои бесплатно(в режиме on-line)проводить психологическое тестирование на тему «Отношение к предстоящему соревнованию»Опираясь на полученный результат, сам спортсмен, его тренер или родители юных спортсменовсмогут внести в процесс психологической подготовки соответствующие коррективы.

          - Создание на сайтах спортивных организаций тематической страницы, посвященной психологической самоподготовке спортсменов. В отсутствии штатных психологов в организациях, сотрудники Лаборатории, а также спортивные психологи-волонтеры РК могут регулярно готовить и направлять на такие сайты полезные тематические материалы,

          - Регулярное проведение интерактивных вебинаров и видео-конференций, для тренерского состава, спортсменов, спортивных психологов,

          - Организацию обучения психологов на курсах повышения квалификации «Спортивная психология» в Москве,

          - Проведение исследования - тематического опроса  всего тренерского состава организации и ведущих спортсменов с целью определения наиболее важных направлений психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки,  а также последующую разработку и реализацию соответствующих методических решений. 

            В основе данного «пакета» предложений по созданию «Республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва» положен опыт сотрудничества  Лаборатории с ведущими спортивными организациями Москвы, Московской области, Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан, спортивными психологами различных регионов РФ, прошедшими обучение на организованных нами курсах повышения квалификации, а также многолетняя практическая работа со спортсменами различной квалификации (членами сборных и клубных команд, юными спортсменами).    

Библиография:

1. Тиунова, О.В. Комплексная реализация психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст]/ О.В. Тиунова //Актуальные проблемы физического воспитания и спорта, здорового образа жизни и профессионально-прикладной физической подготовки: матер. междунар. электр. науч.-практ. конференции/ ОНПУ.- Одесса, 2013.-С. 332-336

2. Тиунова, О.В.Психологическое сопровождение сборных команд России (возможности и перспективы) [Текст]/ О.В. Тиунова // Актуальные проблемы подготовки регбистов высшей квалификации: матер. всеросс. науч.-практ.конференции/ ПИФК.- С-Пб., 2013.-С. 31-33

3. Тиунова, О.В. Система психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов, включая современные средства мобильной коммуникации [Текст] /О.В.Тиунова //Материалы международной научно-практической конференции  «Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью».- Пенза, 2010. – С. 225-226. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика