Интервью О.В.Тиуновой ТВ-каналу "Москва 24" - Спортивная агрессия в мирной жизни

Полный текст интервью руководителя Лаборатории О.В.Тиуновой

ТВ-каналу «Москва 24» (эфир 24.10.2013 - 22:32)

Тема: «Поведение спортсменов в спорте и в жизни или откуда берется немотивированная агрессия»

Вопросы редакции:

1) Могут ли травмы, которые получают спортсмены в разгар своей карьеры (сотрясения мозга, ушибы и т.д.) повлиять на психику человека в будущем, привести к возникновению внезапных приступов агрессии?

2) Почему многие известные спортсмены, которые должны по идее вести здоровый образ жизни злоупотребляют алкоголем и даже наркотическими средствами, зачем они выбрасывают свою агрессию на окружающих, если заранее знают о последствиях?

      Мне хотелось бы  не погружаться в детали, потому что в разборе этой и подобных ситуаций важен системный подход.

1) Давайте сначала про Александра. Кто такой Александр Емельяненко (уж коли информационный повод поговорить об агрессии сегодня связан со вчерашним происшествием и непосредственным участием Александра)? Это – известный человек. Почему? Потому что он много сделал для спорта.

2) Дальше о главном. Что такое «спорт»? Это -  эксперимент по развитию сверх-возможностей человека. Как это происходит? Индивидуальные способности человека (его задатки) в сочетании с правильно построенным тренировочным процессом дают удивительные возможности, которыми восхищается Человечество и которые очень важны, чтобы понять, какие, собственно, в каждом из нас заложены резервы. А еще спорт – это визитная карточка страны… Но главное, что спортсмены в наши дни – это одно из воплощений Героев.  Кто такой «Герой»? Это – сильный, благородный, я бы сказала, светлый человек. Таким мы хотим его видеть,  и эти ожидания естественны.

3) Однако,  Героем он должен быть не только на ринге, например, но и, скажем, в подъезде не быть скандалистом. А иначе это будет уже не Герой. И, если такие метаморфозы случаются, бывает плохо и ему (и он это понимает, ведь налицо дисбаланс, несоответствие  высокой миссии и серых, так сказать, будней), и, в первую очередь, окружающим, и  его близким, которых все это огорчает.

4) Каковы причина таких «сбоев», причины «странного» поведения  этих  Героев?

Их может быть много и все они разные. Я пыталась подготовиться к этому интервью и сформулировала несколько предположений, которые к данной ситуации, может быть, и не имеют прямого отношения (т.к. нюансов закадровых в этой истории наверняка гораздо больше, чем мы сейчас знаем), но сейчас я их все-таки перечислю:

- Первое: черепно-мозговая травма (как Вы предполагали), наличие которой меняет поведение человека, делает его более агрессивным? – Возможно. Необходимо системное медико-биологическое сопровождение этой сферы человеческой деятельности! Проводится оно или не проводится, если проводится, то с какой регулярностью – другой вопрос, но это вещи, которые можно отслеживать.

- Второе: плохое воспитание, низкий уровень культуры? – Может быть...

- Третье: распущенность, вызванная современными «правилами игры» из серии «все у нас ровны, но кто-то ровнее», такая вседозволенность для избранных?  - Возможно и это...

- Еще одно обстоятельство: благоприобретенная избалованность положительным отношением публики, «звездная болезнь», бремя славы, которые сбивают внутренние ориентиры человека? – Тоже возможно…

- Возможна еще одна не менее важная причиной таких сбоев -  внутреннее состояние НЕСЧАСТЛИВОСТИ человека. Когда он не знает, как жить, когда нет смысла, нет дела, когда мало что его интересует и сам он мало кому интересен… Итоги такого состояния могут быть еще хуже, чем последствия черепно-мозговой травмы…

      И что повлияло на спортсмена в данном случае, я предполагать не берусь…

      Зато я совершенно точно знаю: со спортсменами (а у нас практически весь спорт высших достижений можно приравнять к профессиональному) должна проводиться системная психолого-педагогическая работа. От мала - до велика. Поясню:

- основа понимания того, кто такой спортсмен-герой, да и вообще что такое спорт –  закладывается с детства. Этим надо заниматься. Помните? «Что такое хорошо и что такое плохо…»? В спортивной среде - особые требования, и в первую очередь к тем, кто в ходе тренировочного процесса наделяется определенной силой, определенными сверхвозможностями. Эти внутренние ориентиры должен в спортсменах кто-то дополнительно формировать, закреплять…

- нужна психологическая работа в процессе многолетней спортивной подготовки, чтобы формировались правильные личностные качества, умение работать над состоянием. Спорт влияет на личность, положительно влияет. Но ведь это тоже должно быть не стихийным процессом, а спланированным, организованным, целенаправленным, понятным по крайней мере. За счет чего выигрываем? В частности – за счет личностных качеств, способности управлять своим состоянием, управлять собой, в конечном итоге. Если нет системной работы (а она может быть глубокой или относительно эпизодической, но системной, понятной), то можно ожидать любых «чудес» (чудачеств). А за «чудесами» очень быстро следуют трагедии. Благодаря СМИ мы слышим  все чаще о подобной «обратной стороне» спорта.

      Кстати замечу, много лет занимаясь психологическим обеспечением спорта высших достижений,  мы проводили анкетирование спортсменов ряда Сборных по поводу того, какие формы психолого-педагогического сопровождения им «могли бы пригодиться»? Вот такая была осторожная формулировка. И те 10 пунктов, из которых сейчас состоит система нашей работы, ВСЕ были востребованы на уровне сборных команд страны (в период подготовки к Олимпийским Играм в Пекине, Ванкувере, Лондоне). Т.е. спортсмены на самом деле понимают, что это нужно, такая работа должна проводиться.

 - Следующий этап – условно назовем его «социализацией» спортсмена. Это важно, когда он близок к окончанию спортивной карьеры. Должна проводиться специальная работа по «профориентации», по «конверсии» его способностей в «мирные» условия жизни.         В психологическом плане очень важно, чтобы будущее спортсмена было «простроено» как можно более понятно, четко и заранее. Тогда это даже в тренировочный процесс привносит большую уверенность. Спортсмен более спокоен, более уверен в себе, он понимает свое место в этом Мире. 

- Важен и вопрос публичной реализации. Тот самый PR. Это тоже особая форма работы. Спортсмен – человек публичный, тем более наши выдающиеся спортсмены. Они должны уметь показать себя с лучшей стороны. Ведь они – пример для молодежи. PR-деятельность имеет свои особенности. Речь идет не просто о саморекламе, нужно показать, что я могу для этого Мира, на что этот Мир может рассчитывать, имея дело со мной,  обращаясь ко мне. Эта сторона работы со спортсменами тоже,  на мой взгляд,  реализуется сейчас очень слабо.

      Я могу совершенно ответственно сказать, что в целом у нас в стране (к сожалению, сейчас, пока) системной работы в плане психолого-педагогического сопровождения спорта высших достижений не проводится. И назрела необходимость серьезной перестройки, пересмотра всего этого направления деятельности

      Ну а теперь, возвращаясь к ситуации, которая послужила поводом для нашего разговора, могу сказать что:

- мне очень жаль тех, кто пострадал от  действий Александра,

- мне жаль близких Александра –  потому что по ним, таким образом, тоже нанесен удар,

- мне жаль самого Александра… И, если бы у меня была возможность с ним пообщаться, я бы сказала ему, что сегодня - первый день всей его оставшейся жизни. И об этом нужно серьезно подумать,  

- а еще мне жаль его болельщиков и поклонников его безусловных способностей и можно сказать таланта…Хотя, конечно, спортивный успех – это слагаемое усилий  очень многих специалистов, которые помогают спортсмену в самореализации,

- а еще жаль родителей юных спортсменов-борцов, которые теперь должны будут своим сыновьям объяснять эту ситуацию, расставлять правильные акценты. Публичные примеры ошибок, просчетов, недоразумений, может быть даже нарушений закона  в современных условия быстро становятся достоянием общественности. Родителям и тренерскому составу нужно  вовремя «подбирать слова», называя вещи своими именами.

      Словом, в этой истории много пострадавших.

      Собственно я  и согласилась на интервью только потому, что считаю своим долгом (в связи с этим поводом) сказать о самом главном …О необходимости системной психолого-педагогической работы со всеми участниками спортивного процесса, включая и команду в целом, и отдельных спортсменов, и тренерский состав.

      По поводу «спивающихся» спортсменов у Вас был вопрос. Отвечаю: у меня нет статистики, иллюстрирующей кризисные ситуации со спортсменами после завершения карьеры. Мы, боюсь, сейчас идем на поводу молвы или наших собственных обыденных представлений. Гораздо больше примеров успешных спортсменов, тех, кто нашел себе новое Дело после завершения карьеры спортивной.

      Да, завершение спортивной карьеры может быть связано с рядом трудностей и вызывает различные личностные реакции в этой сложной ситуации. Кому-то это может показаться трагедией, а для кого-то - это некий рабочий момент, как новая спортивная задача, трудность, которую нужно преодолеть. Примеров людей, которые сохранили в себе этот внутренний стержень в обычной жизни, уже после спорта, гораздо больше, чем тех, кто, как Вы говорите, спивается, опускается и начинает нарушать закон.

      Да, и бремя славы люди принимают по-разному. Всё зависит от того, какая у человека  база развития. Что он думает о жизни, по каким принципам живет… Да, иногда внешние условия балуют, расслабляют, дезориентируют, формируют «соблазн». И вот этот соблазн человек или побеждает (в основном, благодаря своему воспитанию, спасибо родителям каждого из нас!),  или он поддается этому соблазну, проявляя слабость.И очень жаль, если речь идет о спортсмене. 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика