Возможности использования методики цветовых выборов в индивидуальном консультировании спортсменов и психодиагностике спортивных команд

О.В.Тиунова

(Тиунова О.В. Возможности использования методики цветовых выборов в индивидуальном консультировании спортсменов и психодиагностике спортивных команд [Текст] // Материалы международной научной конференции "Ананьевские чтения-2017. Преемственность в психологической науке: В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов", 24-26 октября 2017 г., /отв.ред.Л.А.Головей, А.В.Шаболтач - СПб.: Айсинг, 2017 - С.365- 366) 

Начало 2017 года было ознаменовано печальным событием – 2 февраля ушёл из жизни разработчик универсального и в то же время очень тонкого диагностического «инструмента»  - Макс Люшер. Отдавая дань уважения этому швейцарскому психологу, ниже мы кратко представим уникальные возможности использования методики цветовых выборов в индивидуальном консультировании спортсменов и комплексной психодиагностике спортивных команд, которые были апробированы сотрудниками Лаборатории физической культуры и практической психологии в период с 2003 – 2017гг.

Прежде всего, следует перечислить три важнейшие особенности данной методики:

- быстрота проведения теста,

- как минимум четыре цифровые характеристики, делающие тест ещё более  информативным,

- словесные формулировки, описывающие не только актуальное состояние индивида, но и его достаточно устойчивые личностные особенности индивида.

Простота процедуры, четкий алгоритм обработки результатов, полнота и разносторонность получаемой в итоге тестирования информации делают тест Люшера очень популярным, и вдохновляет многих психологов-практиков на поиск собственных алгоритмов его использования.

Нами методика цветовых выборов используется в индивидуальной и групповой работе со спортсменами.

В индивидуальном консультировании «восьмицветовой тест Люшера» является необходимым и достаточным инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния.

Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста. В неё вошли следующие рубрики:

- сильные качества, некоторые личностные особенности, возможный психологический  ресурс,  уровень тревожности,  особенности мотивации,  особенности выбора деятельности, чувствительность, индивидуальные особенности общения, психофизическое состояние на момент тестирования (трудности, контакты, состояние, сумма отклонений от аутентичной нормы, коэффициент вегетативного баланса, потребности).

При консультировании юных спортсменов родители получают полную информацию по данному алгоритму заключения, и это служит основой для дальнейшего обсуждения внутрисемейной ситуации, спортивной ориентации ребенка, его актуального психофизического состояния, потребностей и т.д. Юный спортсмен получает сокращенный вариант заключения, которое является для него основой первых психологических тренингов по закреплению, так называемых, «сильных качеств». Спортсмены более старшего возраста после проведения теста получают дополнительные задания по работе и с, так называемым, «психологическим ресурсом».

В том случае, если поводом для обращения к спортивному психологу являются вопросы мотивации, тест Люшера дополняется тестом ЦТО, что в итоге даёт практически исчерпывающую информацию, как родителям, так и психологу-консультанту и позволяет принять правильные психолого-педагогические решения.

В рамках командной диагностики тест Люшера позволяет ранжировать индивидуальные особенности личностной и ситуативной тревожности спортсменов, психоэмоциональное состояние на момент тестирования (степень отклонения от аутентичной нормы), а также психофизическое состояние (коэффициенты вегетативного баланса) каждого члена команды. Эта информация особенно важна тренерскому составу на предсоревновательном этапе подготовки. Именно поэтому данная методика была нами официально включена в программу  как углубленного, так и этапного обследования сборных команд страны.

Использование методики  ЦТО (также основанной не цветовых выборах) с социометрическими задачами позволяет выделить неформальных лидеров команды и в целом прояснить внутрикомандные взаимоотношения.

В заключении следует еще раз отметить многогранность, высокую информативность  и практическую направленность технологии, предложенной психологическому сообществу в 1947 году Максом Люшером. И, несмотря на то, что данный тест не относится к числу «спортивно-ориентированных», в системе спортивной психодиагностики он до сих пор является бесценным инструментом.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика