Текст интервью журналу "Самозащита без оружия" на тему "Роль тренера в судьбе спортсмена"

В чем особенности отношений «тренер – спортсмен»?

      Эти отношения можно рассматривать с разных точек зрения. Тренер – это учитель, наставник, авторитетный специалист - профессионал своего дела, может быть, чуть-чуть - «родитель», но, безусловно, «воспитатель». Не случайно же тренерское (физкультурное) образование называется «педагогическим». Отношения в этой паре настолько важны, что спортивные психологи давно используют в своей работе специальный тест-опросник, который так и называется «Шкала ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН». Он позволяет оценить восприятие спортсменом тренера как профессионала и как личность, а также выявить особенности поведения и общения тренера с воспитанниками. А ещё интереснее сравнить мнение, например, спортивной команды и личную самооценки тренера по тому же тесту. Как правило, тренерский состав «выставляет» себе  более низкие баллы, а у психологов появляется основа для работы по улучшению взаимопонимания команды и тренера…

В спорте (по крайней мере в единоборствах и самбо) считается, что чем меньше рефлексирует спортсмен, тем лучше. Он должен полностью подчиняться тренеру. Сами самбисты говорят: если у тебя что-то не получается на ринге, значит ты плохо слушаешь команды тренера, своевольничаешь, а это плохо – тогда начинаешь проигрывать. Значит, чем меньше в тебе индивидуальности, тем лучше для побед? Но какое будущее тебя ждет? Как тогда становиться самостоятельным?

Самоанализ, понимание нюансов, поиск новых решений ещё никому в тренировочном (подчеркиваю!) процессе не мешали. Это – необходимая часть освоения сложной техники, планирования игры, поединка и даже ответственного старта. Но на соревнованиях…думать нужно в меру, т.е. только о главном. Есть хорошее выражение: «Если у тебя нет своего плана, значит ты – часть чужого». Четкий, обоснованный, выполнимый план - вот это про главное! А «суфлировать», подсказывать, стоя у ковра или ринга, часто просто невыгодно – поединки слишком стремительны и тренерские советы запаздывают, да и соперник под такие «инструкции» быстро перестроится. Часто смотришь на такого «болеющего» тренера и думаешь: а раньше вот это всё сказать, показать, потренировать времени не было? А есть другой тип наставников: да, на тренировках – требуют по максимуму. И слова, и мимика, и жесты – всё в ход идёт. Но на соревнованиях – спокойствие и немногословие. И это правильно: что наработали, то и получаем. А дальше следует спокойный (совместный со спортсменом) анализ полученного опыта побед и поражений, плюс – корректировка системы подготовки.

Можно ли сказать, что спортсмен, грубо говоря, является марионеткой тренера? Тренер - голова, а спортсмен - тело, мускулы? Встает вопрос субъектности, самоидентификации человека, ощущения им себя как личности, а не как продолжения кого-то, более умного и опытного.

      Не могу согласиться с этим утверждением ни в какой степени. Тренерский принцип «делай как я» остался в далёком прошлом. Спорт – это занятие не только сильных духом, но и умных. В спортивных залах часто звучат слова: Понимаешь? Чувствуешь? Ищи! Думай! Анализируй! Пробуй! Решай!  Кстати, любая методика спортивной (физической) тренировки будет эффективной лишь при учёте индивидуальных особенностей спортсмена. Она корректируется в зависимости от его адаптации к нагрузкам и целого ряда факторов. Тренер-профессионал  не может работать без «обратной связи», без понимания нюансов и особенностей состояния каждого спортсмена. В спортивной науке есть даже такой термин – «индивидуально-оптимальный». Это и про подбор методов тренировки, и про оценку уровня подготовленности спортсменов…

      В своей практической работе спортивного психолога я периодически сталкиваюсь с проблемой недоверия тренеру со стороны спортсмена. О какой психологической готовности к старту можно говорить, если повзрослевший спортсмен начинает понимать, что его год за годом тренируют по шаблону, что, по сути, нет преемственности в нагрузках, что после неудачных стартов программа тренировок не корректируется? И в этих случаях изначально «психологическая» консультация заканчивается для спортсмена решением самому разобраться в системе тренировки, вести учет нагрузок, анализировать видеозаписи стартов, целенаправленно работать над ошибками.  Как известно, ощущение контроля, понимания сложной ситуации, сложных процессов снимает стресс, связанный с чувством неопределённости и зависимости, повышает уверенности.

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика