Участие Лаборатории в Конференции по спортивной психологии «Рудиковские чтения»

10-12 мая 2017 г. на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) прошла XIII Международная научно-практическая конференция спортивных психологов "Рудиковские чтения-2017".

Руководитель Лаборатории О.В.Тиунова выступила на Конференции с докладом, посвященным памяти выдающегося швейцарского психолога М.Люшера,  «Возможности использования методики цветовых выборов в индивидуальном консультировании спортсменов и психодиагностике спортивных команд».

 

Руководитель Лаборатории назначена ректором НОУ ДПО «НИБМ»

3 мая 2017 г. руководитель Лаборатории О.В.Тиунова назначена ректором Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Национальный институт биомедицины».

Сотрудничество научно-методического объединения «Лаборатория физической культуры и практической психологии» и НОУ ДПО «НИБМ» началось  в апреле 2016 г.  За этот год мы провели на базе  Института три Курса повышения квалификации «Спортивная психология», девять научно-методических семинаров и одну научно-практическую конференцию.

 

 

18-20 апреля в Москве на территории ВЦ ЭЦ "Сокольники" прошла XIV Международная выставка "СПОРТ"

На стенде Лаборатории были представлены наши разработки в области психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва, возможности повышения квалификации спортивных психологов и тренеров на базе НОУ ДПО «Национальный институт биомедицины».

Тренеры, психологи, спортивные врачи, руководители спортивных организаций, родители юных спортсменов и все те, кто заинтересовался работой Лаборатории, получали подробную информацию о вариантах взаимовыгодного сотрудничества.  

Наша экспериментальная площадка - Кафедра физического воспитания и спорта ПензГТУ - подготовила свои предложения коллегам и разработчикам оздоровительных технология.

 

 

Интервью спортивного психолога радио «Собеседник»

Что мешает нам оторваться от дивана и отправиться в спортзал? Этот вопрос  был рассмотрен в ходе интервью Радио Sputnik со спортивным психологом Ольгой Тиуновой.

Запись интервью: 

 

 

Наши доклады на XI Всероссийском Форуме

В рамках XI Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России», который проходил с 19 по 21 апреля 2017 г. в Москве в выставочном комплексе «Гостиный двор», состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура как фактор сохранения и укрепления здоровья».

Основной темой мероприятия стало обсуждение вопросов массового и дворового спорта, развития и пропаганды физической культуры среди различных групп населения и популяризации здорового образа жизни.

На Конференции с докладом «Конверсия технологий спортивной психологии в формирование здорового образа жизни и  физическое воспитание молодёжи» выступила руководитель Лаборатории, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК Тиунова О.В.

Доклад «Физическая культура в современном ВУЗе: новые требования образовательных стандартов и возможности их реализации» представил руководитель нашей экспериментальной базы, заведующий Кафедрой физического воспитания и спорта ПензГТУ Фильченков Д.А.

Завершилось обучение 12-й группы на Курсах "Спортивная психология"

С 3 по 14 апреля сотрудники нашей Лаборатории провели очередные Курсы повышения квалификации по направлению "Спортивная психология" (72 часа). Как обычно, первая часть обучения была заочной, а вторая прошла на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины". К нам приехали психологи из городов: Барнаул, Воронеж, Ижевск, Казань, Малаховка, Москва, Самара.

Впервые среди слушателей были представители Украины.

Четыре слушателя прошли обучение бесплатно, поскольку они являются призерами Чемпионатов мира и/или Олимпийский игр.

После основного курса обучения были проведены три однодневных научно-методических семинара: 

- Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов. 

- Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия. 

- Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования. 

Наше общение со слушателями обязательно будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

 

 

Курсы по спортивной психологии и три тематических семинара в Москве с 10 по 17 апреля

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас на КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  по программе «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (72 часа), которые будут проводиться с 3 по 14 апреля.

Обращаем ваше внимание, что с 3 по 9 апреля запланирована   индивидуальная заочная работа со слушателями в Skype и по e-mail. Очная часть обучения будет проходить с 10 по 14 апреля в Москве на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

Учебный материал адаптирован для трех категорий слушателей – для психологов, тренеров и спортивных врачей.

Задача обучения – сформировать систему психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки с учетом особенностей той или иной спортивной организации.

В процессе работы используются тематические видеоматериалы, обсуждаются примеры и проблемных ситуаций из спортивной практики, разбираются  диагностические  методики и алгоритмы практической работы.

 Слушатели обеспечиваются обширным методическим материалом на бумажных и электронных носителях.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

 Сотрудничество Лаборатории со слушателями Курсов будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Более подробную информацию см.здесь

Стоимость обучения  35.000 рублей.  

Внимание!  Призеры Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира любых лет могут пройти у нас обучение бесплатно.

Дополнительно 15, 16 и 17 апреля будут проведены три тематических однодневных семинара.

          15 апреля (суббота) – Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов.

          16 апреля (воскресенье) - Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия.

          17 апреля (понедельник) – Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

          Для всех участников семинаров предусмотрен большой раздаточный материал (в бумажном и электронном виде).

          По окончании работы семинара каждому  будет выдан соответствующий сертификат.

Стоимость участия в одном семинаре:

- для тех, кто когда-либо проходил обучение на наших Курсах – 6 000 руб.

- для остальных желающих – 12 000 руб. 

Просим присылать заявки, а также передать информацию о Курсах и семинарах коллегам и другим заинтересованным лицам.

Спортивные неудачи: профилактика и преодоление (интервью сайту Newrunners.ru)

По просьбе корреспондента Интернет-издания Newrunners.ru спортивный психолог О.В.Тиунова рассказала об основных психологических особенностях подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям, правильному отношению к неудачам и системе анализа полученного соревновательного опыта.

Ниже представлен полный текст интервью:

1) С точки зрения спортивной психологии, какими качествами должен обладать атлет (профессионал или любитель), чтобы снизит риск поражения? Конечно, говорим о психологических качествах/навыках.

Чтобы снизить вероятность поражения (проигрыша, неудачи) в каком-либо сложном деле нужны три вещи: предварительная целенаправленная подготовка, четкий план действий (план самореализации) и …план «б» - заранее продуманный перечень коррекционных действий и внутренних логик на случай возможных неожиданностей. Таким образом, краткий ответ о психологических качествах и навыках  таков: нужна способность к анализу и систематизации.

2) Какую роль психологическая подготовка играет в успехе атлета?

Психологическая подготовка – необходимая часть любой спортивной деятельности, наряду с физической, технической, тактической и «фармакологической подготовкой» в хорошем смысле этого слова. Таким образом, мы имеем дело (сами планируем, организуем, контролируем, выполняем, оцениваем, корректируем и т.п.) пять важнейших  составляющих спортивного успехаШестой компонент – это просто удача… Но есть секрет: и физическая, и техническая, и тактическая

подготовка имеют психологические аспекты. А дальнейший расчет очень прост: вклад «психологии» в итоговую самореализацию спортсмена составляет от 20%  до 90%.  

3) Что человек может сделать, чтобы в день важного старта не стать жертвой стресса? 

Сделать можно (и нужно!) очень многое. Та программа подготовки к соревнованию, которую я предлагаю спортсмену, включает …30 пунктов.

В неё, в частности, входят: оценка объема основной тренировочной работы по прошедшему этапу и объем «работы над ошибками»; визуализация, внутреннее «прочувствование» всех положительных моментов, состояний, действий, которые были проявлены на прошлых соревнованиях, составление «плана борьбы», корректировка формулы «оптимального боевого состояния», ментальный тренинг перед сном… 

 Но особенно важно исходно правильное отношение к старту: предстоящее соревнование - это не тяжёлый экзамен, а

- праздник вашей готовности,

- возможность объективно оценить качество и количество предшествующего тренировочного процесса,

- основание для последующей коррекции тренировочного процесса  для того, чтобы в следующий раз на соревнованиях как максимум – показать более высокий результат, как минимум – не столкнуться с прежними ошибками, недоработками и т.д.

4) Я знаю любителей, которые работают с тренерами. Что вы думаете о выражении  "тренер - лучший психолог"?

Правильное выражение. До определённой степени. Тут бездна нюансов. Важно, чтобы спортсмен:

- ценил всё то, что получает от тренера и был ему благодарен,

- не чувствовал «пожизненную» обязанность тренироваться именно с ним,

- не снимал с себя ответственности за тренировочный процесс. Есть удивительная закономерность: если атлет понимает, осознаёт, полноценно включается в выполнение тренировочных заданий, понимая смысл, анатомо-физиологическую направленность нагрузок, прирост его результатов существенно выше, чем у того, кто выполнял тот же объем работы, но думал при этом о чем-то постороннем.

5) В ситуации, когда, атлет переживает поражение - какой совет вы бы дали? Что делать сразу после неудачи, чего не делать? Как справиться с негативными эмоциями? 
Поражение, как правило, имеет причины. Их нужно понять и сделать выводы:

- по тем положительным моментам, которые всё-таки удались и которые всё-таки нужно запомнить и использовать вновь,

- по дополнительной (к привычному объему тренировок) работе над ошибками,

- по коррекции программы подготовки к следующим соревнованиям.

Чего категорически делать нельзя, так это искать виновных в собственноп проигрыше. Подобная логика неконструктивна (для спортсмена) и неприятна для окружающих.

Как справиться с негативными эмоциями? Очень просто – попробовать включить процесс анализа – собственно это три «шага», перечисленные выше. И анализ этот, разумеется, должен быть письменным… 

6) Как мужчины и женщины переживают негативные эмоции, связанные с неудачами в спорте? Возможно, есть какая-то гендерная разница. Вы согласны, что в мотивации мужчины и женщины есть разница? Может быть, вы сможете сказать, какой подход к восстановлению мотивации будет хорош для мужчины, а какой для женщины? 

У меня есть основания думать, что всё это очень индивидуально. Негативные эмоции, вернее их степень (от досады, до ощущения катастрофы) во многом определяется особенностями спортивной карьеры атлета. Согласитесь, мысли «У меня всё еще впереди!» и «Это мой последний шанс!» сопровождаются различными эмоциями. Но, например, психологи Weinberg.R и Gould D. в книге «Основы психологии спорта и физической культуры» приводят данные о том, что эмоциональное состояние спортсменов-мужчин в большей степени зависит от их спортивных успехов как таковых, а женщины-спортсменки более заинтересованы в том, чтобы реально  «расти над собой», а не доказывать эту «успешность».

7) Главный вопрос: Как после поражения мотивировать себя продолжать работать для достижения цели? 

Включить в себе «профессионала»: разобраться в причинах (а это значит решить загадку!), наметить план «работы над ошибками» или изменения программы тренировок (а это значит взять дело в свои руки!), выбрать дату очередного старта (а это значит, что  у вас появился компас!)

Круглый стол по спортивной психологии в "Спартаке"

5 марта на базе Академии "Спартак" по футболу был организован и проведён Круглый стол на тему "Практика психологической подготовки в современном спорта". 

На нём докладом "Основные компоненты психологического обеспечения подготовки профессиональных команд в игровых видах спорта" выступила руководитель Лаборатории, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, О.В.Тиунова.

 

Интервью спортивного психолога Интернет-изданию "InTalent"

Интернет-издание "InTalent" - это мнение квалифицированных экспертов в области профориентации и дополнительного образования.

Руководитель Лаборатории, спортивный психолог О.В.Тиунова дала интервью о профессии спортивного психолога.

Ниже представлен его полный текст:

- Чем занимается спортивный психолог?

- Если кратко, то этот специалист оказывает психологическую поддержку спортсменам, тренерам, родителям юных спортсменов. Консультирует их, осуществляет планомерное психологической обеспечение целой спортивной команды.. По сути – это тренер по психологической подготовке… 

- Как проходит психологическая работа со спортсменами?

- Психолог проводит психодиагностику и оценивает возможности спортсмена, выявляет сильные качества в его характере и внутренние «ресурсы», помогает это использовать. Он проводит анализ прошлых результатов спортсмена, прогнозирует его успешность и предлагает программу действий на очередной этап подготовки.  Психолог помогает спортсмену разрешить вопросы, касающиеся и спортивных, и житейских задач, составляет индивидуальную программу психологической подготовки к важным соревнованиям, подбирает информацию, по которой спортсмен  сможет заниматься самостоятельно.

Работая в команде, спортивный психолог постоянно наблюдает за состоянием спортсменов, помогает разрешать конфликтные ситуации между членами команды или между спортсменом и тренером, проводит индивидуальные и групповые тренинги, обеспечивает оптимальное боевое состояние, перед, во время и после соревнований. И, конечно, такой специалист всегда должен быть готов оказать срочную психологическую помощь, например, в том случае, если спортсмен не выдержал психологической нагрузки на соревнованиях.

Спортивный психолог может оказать помощь спортсмену и в планирование его карьеры.

- Чем работа спортивного психолога отличается от работы психолога, специализирующегося в других сферах?

- Отличий много, например, обычный психолог не должен давать советы, т.е. у него не должно быть для клиента готовых решений проблемы. Главная задача этого специалиста – стимулировать внутреннюю работу клиента. Для этого он задает вопросы, позволяет человеку выговориться, предлагает взглянуть на проблемную ситуацию с другой точки зрения, даёт специальные задания и т.д. Известно, что наш мозг в сложной ситуации не может работать с эмоциями – для понимания момента и дальнейших правильных действий нужны не чувства, а словесные определения, понятия. В результате работы с психологом человек должен понять, что сейчас он находится в некой точке А, которая его не устраивает, а попасть он хочет в очень конкретную точку Б. Дальше психолог может предложить клиенту  различные методики, чтобы этот путь был пройден максимально эффективно и осознанно.

А вот спортивный психолог может и должен давать советы, ведь в спорте очень важен фактор времени. И поэтому если уже есть какая-то полезная технология, готовая рекомендация, проверенный алгоритм действий, то лучше сразу включить это в процесс спортивной подготовки, разумеется, индивидуально корректируя программу действий под каждого спортсмена. Ну и, конечно, спортивный психолог должен понимать и использовать в своей работе психологические аспекты физической, технической и тактической подготовки спортсмена. 

- Как долго психолог «ведет» спортсмена?

- Иногда спортсмены обращаются за разовыми консультациями. В этом случае мы за один-четыре сеанса должны разработать и апробировать на тренировках и промежуточных соревнованиях индивидуальную программу психологической подготовки или оперативно найти выход из той или иной кризисной ситуации. Но психолог может и достаточно долгое время курировать спортсмена, например, используя средства мобильной связи, Интернет и т.п. 

- Когда психолог может считать, что его миссия выполнена?

- Конечная цель консультирования – научить спортсмена, оснастить его материалами и технологиями, которыми он сможет использовать самостоятельно, т.е.  обходиться уже без помощи психолога. 

- А как Вы стали спортивным психологом?

- Я с детства очень любила спорт. Занималась фигурным катанием, играла в хоккей и в футбол с мальчишками, потом был теннис и даже верховая езда, но, когда прочла несколько книг Александра Дюма, загорелась фехтованием и стала серьезно заниматься только этим видом спорта. У нас был замечательный тренер – Александр Тимофеевич Морозов. Он не только учил владеть оружием, но и пел  под гитару очень романтичные и умные песни, играл с нами в футбол, учил самостоятельно мастерить (проклеивать) рапиры…Благодаря его примеру, а также древнегреческой  идее гармоничного и всестороннего развития человека, которая меня очень привлекала в старших классах,  я решила стать тренером и отправилась воплощать ее в Институт физической культуры.Там был киоск с научно-методической литературой, где продавалось в том числе, много книг по спортивной психологии. Я с удовольствием их читала. Параллельно начала ходить в институтский психологический кружок. Психология настолько меня увлекла, что мое второе высшее образование я получила именно в этой области. 

- Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным психологом?

- Чаще всего спортивными психологами становятся люди, которые сами раньше занимались спортом. Это могут быть уже опытные спортсмены, или, напротив, юные спортсмены, которые не успели к студенческому возрасту достичь выдающихся результатов, не хотят становиться тренерами, но при этом мечтают остаться в спорте и помогать спортсменам и тренерам. Такие люди могут получить вначале базовое психологическое образование, а затем – специализацию в области спортивной психологии. Но есть и более короткий путь – получить профильное образование на базе:

- Кафедры психологии РГУФКСМиТ,

Кафедры психологии  НГУ физической культуры, спорта и здоровья им.Лесгафта,

-  Факультета психологии МГУ им.Ломоносова,

Факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.

Не хочу обижать коллег – наверняка специализация «Спортивная психология» или «Психология спорта» есть или вот-вот будет открыта и в других вузах страны.

Кроме того, наша Лаборатория уже много лет проводит курсы повышения квалификации,  предназначенные для людей с высшим и неоконченным высшим (педагогическим, психологическим, физкультурным и др.) образованием, стремящихся  реализовать себе в области спортивной психологии. А призеры Олимпийских игр и Чемпионатов мира любых лет могут учиться у нас бесплатно. 

- Обязательно ли иметь соответствующую специализацию, чтобы консультировать спортсменов?

- На мой взгляд, сложно быть хорошим специалистом-психологом во всех областях  и одинаково успешно работать, например, в области семейного консультирования и в области спортивной психологии. Кроме того, многим клиентам действительно важна специализация психолога, его практический опыт и знание литературы в конкретной области… Например, мама одного юного спортсмена при первой нашей встрече сказал: «Мы выбрали именно Вас, потому что посмотрели ваш сайт и прочитали интервью, где Вы сказали, что когда сейчас приходите на стадион, Вас радует запах манежа, запах раздевалки, что у вас «душа радуется»…

- Какие личные качества необходимы для работы спортивным психологом?

- Мне кажется, важно, чтобы этот человек был неравнодушным и …активным, деятельным. Психологу должно быть интересно понять  поступки людей, их внутреннюю логику, хитросплетениях жизни… Также важна склонность к размышлению, анализу, систематизации. Но главное – это  способность сопереживать и желание прийти на помощь.

Думаю еще, что психолог вынужден …экстравертом. Ведь в  этой профессии важна открытость, которая поначалу тяжело дается интровертам.

Кроме того, психолог важно обладать сильным характером. К нему могут приходить клиенты, которые выше его по статусу или старше по возрасту, но он должен уметь сохранить свою внутреннюю независимость. Особенно это важно спортивному психологу. Несмотря на то, что он работает среди физически сильных людей, порой именно ему приходится проводить серьезные, иногда неприятные беседы и со спортсменами, и с тренерским составом, обращаться к руководству команды, клуба с  вопросами,  недоумениями или предложениями в то время, как остальные участники процесса…боятся это делать. Если психолог способен на это, он будет пользоваться уважением и спортсменов, и тренеров, ему будут доверять.

Знаете, сами психологи пытаются выработать формулу того, что является важнейшим в их работе. Кто-то говорит: «Клиента нужно любить. Любого, даже самого проблемного. И это главное»…Да, «любить» в смысле пытаться понять, всеми силами стремиться ему (любому!) помочь… А я когда-то сделала внутреннее открытие - поняла, что мне лично важно внутреннее ощущение наполненности, чувство, что «меня много»…и  готовность «спасти Человечество».

Словом, нет окончательного ответа на ваш вопрос о личных качествах психолога – у каждого из них свой, неповторимый стиль работы, но ответственность и силы «спасателя» точно должны быть у каждого… 

- Кем может стать спортивный психолог, решивший попробовать себя в чем-то новом?

- Он может помогать людям, работающим в экстремальных условиях – военным, сотрудникам МЧС. Кроме того, напомню, что именно из спортивной психологии выросло когда-то очень эффективное направление практической психологии под названием «коучинг». Это технология, помогающая людям не только выйти из кризисного состояния, но и обрести силы, вдохновение, увидеть перед собой перспективу, начать планомерное движение к цели, вернуть веру в себя и восстановить контроль над собственной жизнью. Спортивный психолог легко может переквалифицироваться в коуча – здесь, безусловно, пригодятся его опыт и методы работы.

Помимо этого, спортивный психолог, имеющий образование в области физической культуры, может работать тренером, причем не простым, а тренеров нового направления - Wellness-коучинга. С ним связано всё, что касается здорового образа жизни, а это тоже требует и мотивации, и воли, и самодисциплины клиента…

Не будем забывать, что жизнь – это в некотором роде «вид спорта». Спортивный психолог может вести индивидуальную работу с людьми, ставящими перед собой высокозначимые личные или общественные задачи. 

- Может ли подросток, еще учась в школе, получить опыт, который поможет ему в будущем стать психологом?

- Я бы порекомендовала такому человеку… вести дневник. Причем, в нем должны быть не простые записи, типа  «сходил в школу, поел, поспал» или «Принц взглянул на меня 3 раза, улыбнулся 2 раза»…Важен анализ происходящего вокруг, понимание своей роли в этом Мире: что удалось сделать за день, для достижения поставленных целей, что понял, , что потеряло значимость, что стало более актуальным … Ведь прежде чем работать с другими людьми, стоит разобраться в себе и сформировать так называемый «стержень». Ну и, конечно, нужны навыки самоконтроля и умение регулировать своё психофизическое состояние. 

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть подросткам, которые хотят стать спортивными психологами?

- Могу порекомендовать им книги, которыми я сама зачитывалась в юности. Это книги Владимира Леви, повесть Даниила Гранина «Эта странная жизнь», «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова – то есть, книги, имеющие психологическую подоплеку. Кроме того, не вредно познакомиться с аналитическим подходом Шерлока Холмса – литературного героя книг Артура Конан Дойля.

Есть множество интересных «психологических» фильмов – художественных и документальных. В Интернете вас ждёт большое разнообразие вебинаров по психологическим тематикам. Словом, информации – больше, чем достаточно, поэтому попробуйте «примерить» на себя эту область человеческой деятельности. Важнейшую и всегда загадочную!

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2018
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика