Новые методические материалы по спортивной психологии на нашем сайте

Теперь в разделе Психологическая подготовка (методические материалы) помимо наших материалов мы будем размещать публикации коллег, прошедших обучение на наших Курсах "Спортивная психология". Мы уверены, что они будут полезны и тренерам, и спортсменам, и даже родителям юных спортсменов.

Курсы по спортивной психологии и три тематических семинара в Москве с 17 по 24 октября

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас на КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  по программе «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (72 часа), которые будут проводиться с 10 по 21октября.

Обращаем ваше внимание, что с 10 по 16 октября запланирована   индивидуальная заочная работа со слушателями в Skype и по e-mail. Очная часть обучения будет проходить с 17 по 21 октября в Москве на базе НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

Учебный материал адаптирован для трех категорий слушателей – для психологов, тренеров и спортивных врачей.

Задача обучения – сформировать систему психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки с учетом особенностей той или иной спортивной организации.

В процессе работы используются тематические видеоматериалы, обсуждаются примеры и проблемных ситуаций из спортивной практики, разбираются  диагностические  методики и алгоритмы практической работы.

 Слушатели обеспечиваются обширным методическим материалом на бумажных и электронных носителях.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации НОУ ДПО "Национальный институт биомедицины".

 Сотрудничество Лаборатории со слушателями Курсов будет продолжено в ходе их дальнейшей практической работы.

Более подробную информацию см.здесь

Стоимость обучения  35.000 рублей.  

Внимание!  Призеры Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира любых лет могут пройти у нас обучение бесплатно.

Дополнительно 22, 23 и 24 октября  будут проведены три тематических однодневных семинара.

          22 октября (суббота) – Психодиагностика  в спорте: планирование, организация, обработка данных и интерпретация результатов.

          23 октября (воскресенье) - Индивидуальное консультирование спортсменов: особенности очной работы и заочного взаимодействия.

          24 октября (понедельник) – Личная эффективность спортивного психолога: вопросы самоорганизации, восстановления внутренних ресурсов, построения индивидуальной карьеры, проведения диссертационного исследования.

          Для всех участников семинаров предусмотрен большой раздаточный материал (в бумажном и электронном виде).

          По окончании работы семинара каждому  будет выдан соответствующий сертификат.

Стоимость участия в одном семинаре:

- для тех, кто когда-либо проходил обучение на наших Курсах – 6 000 руб.

- для остальных желающих – 12 000 руб. 

Просим присылать заявки, а также передать информацию о Курсах и семинарах  коллегам и другим заинтересованным лицам.

Интервью О.Тиуновой "Психологические аспекты подготовки Сборной России к Олимпийским играм в Рио"

В связи с началом XXXI Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро спортивный психолог, к.п.н., доцент, лауреат Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года, руководитель Лаборатории физической культуры и практической психологии Тиунова Ольга Владимировна  ответила на вопросы Интернет-издания "Психологическая газета":

1. Для многих спортсменов Олимпиада – важнейшее спортивное событие, в котором они принимают участие всего раз в жизни. Какие личностные качества спортсмена помогают ему пройти жесткий отбор в олимпийскую команду? 

Олимпийскую сборную команду страны формирует соответствующая каждому виду  спортивная Федерация. Участвуют в окончательном выборе целый ряд специалистов-экспертов, тренерский совет и в расчет ими принимается, прежде всего, динамика результативности каждого «кандидата» и такое понятие как «стабильность». Разумеется эта …стабильная результативность уже базируется на физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена.

Если говорить о психологической готовности к проявлению в нужный момент своего физического максимума, то есть: а) относительно универсальные качества и состояния (чаще всего звучат «воля», «мотивация», «концентрация», «помехоустойчивость»), б) свойства, определяемые спецификой вида спорта («бойцовские качества» - для единоборств, «творческие способности» - для художественной гимнастики, фигурного катания и т.п.),  в) оптимально-индивидуальный набор качеств, который создаёт уникальность каждого спортсмена, неповторимое сочетание того, что позволяет ему быть «гибким», но психологически устойчивым, сильным, но чутким, спокойным, но при этом максимально мобилизованным. И  именно этот пункт «в» – главный, на мой взгляд.  Словом, понятие «психологический портрет» спортсмена очень неоднозначно. Нужно научить спортсмена правильно использовать имеющийся у него психологический ресурс…

 2. Может ли спортивный психолог помочь на этом пути?

Психологическая подготовка – это естественная часть спортивной подготовки. И в этом нет ничего нового. Так всегда было и всегда будет. На первом этапе становления юного спортсмена его психологически готовит тренер. Чуть позже обычно подключаются родители, а потом и сам спортсмен, повзрослев, получив соревновательный да и некий жизненный опыт, стремится выработать некую индивидуальную технологию – свой предстартовый «настрой» и способы коррекции негативных состояний… Но этот путь может быть слишком долгий, поэтому психолого-педагогическое обеспечение спортивной подготовки (независимо от вида спорта и возраста спортсмена) должно осуществляться системно. Какие формы работы психолога в команде могут быть реализованы? Охотно назову то, что оказалось востребованным даже на уровне Сборных команд страны:

- Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» спортсмена;

- Консультирование  по вопросам спортивной психологии и по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов;

- Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов;

- Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития;

- Разработка индивидуальных программ  психологической подготовки к ответственным соревнованиям и/или  коррекции неблагоприятных состояний;

- Индивидуальные психологические тренинги: обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др., в т.ч. с использованием специальных компьютерных программ биоуправления;

- Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсмена и его коррекция;

- Оказание спортсмену экстренной психологической помощи;

- Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:  «спортсмен-спортсмен»,  «спортсмен-команда»,  «спортсмен-тренер»;

- Предстартовая психологическая подготовка на соревновательном этапе,   психологическая поддержка во время проведения соревнований, совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований;

- Индивидуализированная  программа психологической подготовки для спортсменов, получивших травму.

Как видите, это в основном индивидуальная работа психолога со спортсменом. Дополнительно в работе со спортивными командами может быть полезно:

- проведение групповых бесед по темам, интересующим команду,
- групповое обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации и др.,

- групповые тренинги командообразования, сплоченности и др.,

- оперативная помощь команде в кризисной ситуации.

Важно подчеркнуть: все перечисленные выше формы работы спортивного психолога могут быть реализованы в любом объеме и сочетании, в зависимости от конкретных задач спортивной подготовки, пожеланий команды и тренерского состава.

 3. Сейчас российских спортсменов обвиняют в использовании допинга и многие из них все еще не знают, удастся ли им выступить на Олимпиаде или они все-таки будут отстранены. Как успешным спортсменам удается настаиваться на выступление и сохранять спокойствие в таких стрессовых условиях? 

Интересный вопрос… Сложившаяся «допинговая» ситуация уникальна и, скорее всего, будет иметь серьёзные последствия для всей системы организации российского спорта… Среди потенциальных членов нашей Сборной есть те, к кому никогда не было претензий в отношении использования запрещенных фармакологических средств. Эти спортсмены готовились к Играм и продолжают это делать. Да, было несколько дней неопределённости по допуску к Олимпийским Играм ВСЕХ российских спортсменов. Но, согласитесь, угроза «коллективной ответственности» достаточно быстро миновала.

Есть спортсмены, ошибочно попавшие в «черные списки». Для них и их тренеров такие «недоразумения» равносильны серьёзному профессиональному кризису. Их очень жаль, и именно их хочется сейчас поддержать. Несколько утешает то, что своё доброе имя они восстановить всё-таки смогут.

Но есть спортсмены, отстранённые от участия в Олимпийских Играх на основе данных объективных/официальных проверок. И, насколько я понимаю, эти спортсмены не высказываются…Пока не высказываются. Теоретически, «разбор полётов» должен рано или поздно состояться…

Итак, думаю, что состояние «особого стресса»  у наших спортсменов, официально допущенных к состязаниям, СМИ явно преувеличивают. Была организована многолетняя качественная базовая подготовка, закончился особый предстартовый её этап. Физиологически, функционально наши спортсмены должны были выйти на, так называемый, «пик формы». Фармакологическая «чистота» подтверждена. И психологически спортсмену очень важно (причем накануне любого турнира!) это понимать и чувствовать. Второй момент: умение «включить» и восстанавливать в случае необходимости особое внутреннее «оптимальное боевое состояние». Наверняка опытные спортсмены этой технологией владеют. Третье: наличие четкой стратегии действий, плана борьбы, отработанные визуально, ментально «обыгранные» алгоритмы действий – необходимых и возможных. Четвёртое: важное умение «отключить» все не относящиеся к выступлению дела, заботы и сомнения. Пятое: особый тип концентрации на текущей ситуации и никаких (!) мыслей из серии «Выиграю ли в итоге? Проиграю ли?».

И вот еще интересный в психологическом плане аспект спортивной самореализации: думаю, сложилась уникальная спортивная ситуация, когда со спортсменов снят груз излишней ответственности за результат – действительно, чего можно «требовать» на фоне грандиозного допингово скандала? О каком «общекомандном зачете» может сейчас идти речь? И вот теперь без лишнего внешнего давления, завышенных ожиданий каждый спортсмен может выступить в полную силу, спокойно и свободно.  Мой прогноз – выступать нашим спортсменам на этих Играх будет легче, чем раньше. Звучит парадоксально…Посмотрим.

 4. Олимпиады начинаются и заканчиваются… Нужна ли спортсменам психологическая помощь после завершения спортивной карьеры и в чем она может заключаться? 

Да, это очень важное направление работы. Мы, например, предлагаем таким спортсменам  тестирование с акцентом на профориентацию и создаём условия для освоения профессии "спортивный психолог" -  уже сейчас призеры Олимпийских Игр или Чемпионатов Мира любых лет могут проходить  обучение на наших Курсах повышения квалификации «Спортивная психология» совершенно бесплатно. Надеюсь, эту инициативы подхватят учебные организации, отвечающие за профессиональную переподготовку в спортивной отрасли или факультеты психологии ведущих ВУЗов страны. Думаю, что профессиональный спортсмен сможет стать высококлассным спортивным психологом! 

Тиунова Ольга Владимировна

Спортивный психолог, к.п.н., доцент.

Руководитель Лаборатории

физической культуры и практической психологии

(http://www.self-master-lab.ru), г.Москва 

Интервью О.Тиуновой радио "Говорит Москва" - "Смена имиджа спортсмена как способ борьбы со стрессом"

31 июля 2016 г. в программе "Околоспорт" радио "Говорит Москва" состоялся разговор на тему "Смена имиджа спортсмена как способ борьбы со стрессом". На вопросы ведущего передачи ответила руководитель Лаборатории О.В.Тиунова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уникальное предложение региональным психологическим Центрам

Руководителям региональных психологических Центров

Уважаемые коллеги!

Наверняка ко многим из Вас по вопросам психологической подготовки уже обращались спортсмены, родители юных спортсменов или даже тренеры.  Возможно, кто-то из  Вас уже планирует включить в перечень возможностей ваших психологических Центров это направление работы …

Мы предлагаем Вам системное сотрудничество:

1) ваши специалисты могут пройти обучение на наших Курсах «Спортивная психология».

В результате Вы получите  необходимый и достаточный материал и эффективную технологию, позволяющую успешно консультировать спортсменов и работать в спортивных командах.

2) мы можем  провести на базе вашего Центра выездной семинар (или серию семинаров) по спортивной психологии для  спортсменов, родителей юных спортсменов  или  тренерского состава.  

Такой семинар в вашем Центре не только будет полезен спортсменам вашего региона, но и  привлечет внимание потенциальных клиентов к «спортивным» возможностям вашей организации.

3) в дальнейшем мы готовы быть вашими кураторами и партнерами (можно подписать договор о сотрудничестве, обменяться ссылками на сайтах и т.д.).

Мы заинтересованы во внедрении  нашей системы психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки через сеть региональных психологических Центров.

Ждём ваших предложений!

Мы стали лауреатами XVII Национального психологического конкурса "Золотая Психея"

Решением Экспертного совета XVII Национального психологического конкурса "Золотая Психея" в номинации "Мастер-класс года для психологов" звание Лауреата было присуждено нашему проекту - "Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена".

5 июня 2016 г. на 10 Юбилейном Санкт-Петербургском Саммите психологов О.В.Тиуновой был вручен диплом Лауреата конкурса.

 

Интервью спортивного психолога О.Тиуновой журналу "Men's Health"

В журнала "Men's Health" (июнь 2016 г.) опубликован фрагмент интервью с руководителем Лаборатории О.Тиуновой.

 

Текст интервью полностью:

1) Обучают ли сегодня тренеров психологическим аспектам работы со спортсменами (в первую очередь интересуют футбольные тренеры) ?

Должны обучать. Вообще, при получении высшего спортивного образования курс «Психология» обязателен. При переподготовке тоже. Теперь раз в 5 лет тренерский состав должен проходить Курсы повышения квалификации (КПК). Однако обучать можно по-разному, и никакие современные требования «оформления» учебных циклов на качество обучения, боюсь, не влияют…

Мы уже 4 года проводим КПК по спортивной психологии (а теперь сделали бесплатным участие в них призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр любых лет) и знаем от тренеров,  что дефицит информации по психологическим аспектам подготовки и взаимодействия со спортсменами,  огромен. Это несколько странно, ведь возможность самообразования была, есть и будет, особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Боюсь, что в современном обучении тренерского состава снижена …актуальность тематик. Но мы, например, стремимся к системному изложению практически «заточенного» опыта отечественных и зарубежных спортивных психологов, а потом продолжаем консультировать каждого, кто прошел у нас на Курсах обучение.

2) Является ли это обучение обязательным (для получения лицензии) или нет?

Есть физкультурное образование, есть переподготовка, курсы, а есть порядок получения лицензии. Там свои требования и с приобретением системных знаний в области психологии спорта они не связаны. Уверена в этом, поскольку к нам на КПК стремятся попасть и «тренеры с лицензиями».

3) Как обстояли дела с этим вопросом в советское время?

У нас в стране парадоксально уживаются два взгляда на «славное советское прошлое»: первый – всё было плохо, а сейчас лучше, второй – мы потеряли всё хорошее, что имели тогда. Похоже, что в спортивной сфере превалирует второй взгляд. Но истина, как всегда, «прячется» где-то посередине.

У нас  всех, согласитесь, много знакомых, которые сталкивались, так или иначе, с системой образования. Что мы все понимаем сейчас из этого коллективного опыта? Коммерциализация всего на свете! И образования тоже. Исчез фактор обязательности а) знаний, б) качества системы проверки уровня этих знаний. Но возможности для самообразования есть? Они даже расширились! И личность преподавателя по-прежнему играет ведущую роль, когда мы говорим о преодолении «благоприобретённой» внутренней инерции слушателей…

В советское время на государственном уровне реализовывалась идеология «общественное превыше личного», «будет хорошо другим, будет хорошо и тебе»… Сейчас превалирует другая философия: «думай о себе, не отвлекайся, и, ставши благополучным, ты сможешь принести пользу и остальным», примерно так… Но ведь и та, и другая философии жизни правильны: недовольные должны сообща делать жизнь лучше, довольные - делятся своим счастьем с остальными. Это как известные «Янь» и «Инь»…Всё взаимосвязано…

А возвращаясь к теме профессиональной подготовки тренерских кадров, можно предположить, что если средний образовательный уровень и снизился, то параллельно с этим появилось больше ярких тренеров, которые с пользой для себя и своего Дела осваивают современные технологии,  пользуются возможностями обмена опытом, стажировок,  повышения квалификации. Словом, истинная динамика в профподготовке тренерского состава известна только опытным преподавателям Институтов физической культуры, давайте им переадресуем этот вопрос.

4) Когда впервые стали уделять большое внимание психологии спортсмена и кто бы пионером в этом отношении?

В 1913 году Международный Олимпийский Комитет  организовал научный конгресс, посвященный вопросам спортивной психологии. В 1965 году впервые, в Италии было организовано Международное общество психологии спорта, а дальше эта область практической психологии начала очень интенсивно развиваться.

Первыми отечественными спортивными психологами могут считаться П.Рудик, А.Пуни. Интересно, что в 1978 г. известный американский спортивный психолог Б.Дж. Кретти в своей книге «Психология в современном спорте» еще признавал безусловный приоритет советских специалистов в этой области...

Да, мы, как говорится, «стоим на плечах гигантов», но сейчас спортивная психология у нас развивается скорее «не благодаря, а вопреки» - многое делается без финансирования, на голом энтузиазме…

5) Достаточно ли для нормальной психологической атмосферы наличия одного тренера или в современной команде необходимо также наличие спортивного психолога?

Психологическая подготовка – обязательная часть спортивной подготовки, наравне с физической, технической и тактической. Психологическое обеспечение спортивной деятельности должно осуществляться в любом уважающем себя спортивном клубе. Однако просто наличие психолога в команде не гарантирует ни-че-го. Нужна системная работа именно спортивного психолога, причем  -  обоснованная, комплексная, гибкая (модульная), понятная команде и доступная для контроля. И, конечно, никакого шаманства, никаких «экстрасенсов»! Да, тренер – это наставник, учитель, педагог, а иногда папа и мама в одном лице.  Да, у него есть и жизненный, и спортивный опыт, и опыт педагогический. Да, у него есть даже некая «домашняя аптечка» для сложных психологических ситуаций в команде, но нет специальных знаний, нет и времени выполнять работу психолога …

Спортивный психолог, занимая независимую позицию, сохраняя равноудалённость от спортсмена и тренера, отвечает за формирование оптимального боевого состояния спортсменов, за коррекцию этого состояния, за атмосферу в команде и т.д. А тренер должен тренировать. Он и сам, подчас, нуждается в психологической поддержке. Профессиональное выгорание – страшная вещь в спорте!

6) Насколько реально завести команду за время 15-минутного перерыва? 

Реально. Просто говорить нужно про …главное. Про главное в этот момент. Должна быть озвучена …конструктивная правда.  И говорить эту правду должна Личность. Тренер это будет, психолог, который «в теме», или капитан команды – неважно.

7) Существуют ли какие-то хрестоматийные примеры положительного и, наоборот, отрицательного воздействия тренера на спортивный результат из-за особенностей общения с командой?

Таких примеров много и в специальной литературе, и моей практике, но «отрицательные» приводить или цитировать будет некорректно, а положительные озвучить – это значит лишить кого-то из тренерского состава возможности их использовать, ведь они станут известны раньше времени и в их применении будет утрачен эффект непредсказуемости, нестандартности. Словом, категорически …ухожу от ответа.

8) Команда - это общность разных людей. Насколько реально подобрать универсальный инструмент воздействия на коллектив? Или нужно индивидуальное общение - кого-то похвалить, на кого-то надавить, кого-то разозлить?

Работа психолога в команде включает и индивидуальные и групповые формы работы. Но универсальный инструмент воздействия есть – это совместный поиск «пути» к победе. Эта задача всех объединяет и способна…примирить самых горячих оппонентов.

9) Чаще тренер выглядит этаким диктатором, чем добрым другом. Жесткий подход, действительно, более эффективен?

Нет. Судя по результатам исследований 80% всех тренерских реакций на тренировочную работу спортсмена должны быть окрашены положительно. Иначе – беда: снижение мотивации, потеря уверенности, скованность, ломающая техничность и др. Откуда «взять»  эти 80% - отдельный разговор и решение, конечно, есть. Но есть и выявленные учеными статистические закономерности, касающиеся стиля тренерской работы: с мужскими группами, со старшим возрастом, с теми, кто не достиг еще высокого мастерства, в командных видах спорта  – директивность, инструктаж, твёрдость, уверенность. С женскими группами, с юными спортсменами, со спортсменами высокого класса, в индивидуальных видах спорта  рекомендуется несколько большие демократичность, дружественность, эмпатия и т.п. Можно на эти выкладки опереться? Нужно иметь их в виду, можно попробовать с них начать! Но сформировать собственный тренерский стиль придётся всё-таки «с привязкой к местности».

И вот еще важный момент: «ругать» спортсмена можно на тренировках, а зона соревнований – это «святое». Отрицательные эмоции должны быть сведены к минимуму, там нужно проводить вдумчивую проверку всего, что было наработано. Идёт запланированная «проверка» - кого вы, дорогой тренер, ругаете? Почему не себя? А анализ проводить, конструктивно думать среди этих отрицательных эмоций тоже успеваете? Вряд ли…

10) Какие речи тренеров из фильмов (если это возможно) вы бы могли привести в качестве примеров правильного или не правильного общения тренера с подопечными?

В практике бывает так: под ситуацию, сложившуюся в команде, под самое важное во взаимодействии игроков на предстоящей игре (максимальная отдача, сплоченность, подстраховка друг друга, «рабочее» отношение к промежуточным неудачам или ошибкам и др.), спортивный психолог или тренер, может подобрать для команды соответствующий небольшой  видеосюжет.

В московском волейбольном клубе Динамо несколько раз мы использовали фрагмент из фильма «Каждое воскресенье», где – Аль Пачино говорит с командой в раздевалке. По сюжету фильма тогда и так говорить было правильно. Но это вовсе не значит, что там прозвучали универсальные слова-заклинания. Просто в Динамо однажды сложилась ситуация, когда такие слова, такой настрой понадобились, а потом это видео уже стало частью ритуала подготовки к Игре. Словом, важно понимать – и эта работа (психологическая подготовка спортсменов к ответственному старту) тоже выстраивается в каждом случае по-своему.

Кстати, перед стартом всё звучит и воспринимается по иному, а значит удивительным образом «сработать» может и необычная речь тренера, и правильный афоризм на стене в раздевалке, и даже какой-то важный символ, с которым игроки «свяжут» главное в предстоящей Игре. Есть множество вариантов мотивации, преодоления, восстановления сил… Но важно не их количество, а технология использования.

 

Предложение об информационном партнерстве для специализированных спортивных магазинов

Внимание! Мы предлагаем информационное партнерство специализированным спортивным магазинам и торговым центрам, реализующим экипировку и спортивный инвентарь. На первом этапе - взаимный обмен ссылками на наших сайтах.
Возможно потом мы найдём и другие взаимовыгодные формы сотрудничества, ведь мы одинаково заинтересованы в качестве товаров и услуг в области физической культуры и спорта.
Первым нашим партнером в этой сфере деятельности стал  Магазин White-Wolf.suкоторый  предлагает спортивную одежду и экипировку для смешанных единоборств.
 

Проведён цикл лекций по спортивной психологии для ординаторов и студентов Первого МГМУ им.И.М.Сеченова

По просьбе заведующего Кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им.И.М.Сеченова руководитель Лаборатории, ведущий научный сотрудник ФГБУ ФНЦ ВНИИФК О.В.Тиунова провела для ординаторов и студентов цикл лекций (6 пар) по направлению "Спортивная психология". Основными темами были:

- Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки,

- Психодиагностика в спорте (углублённое, этапное, текущее обследование, тесты в рамках проведения индивидуальных консультаций),

- Психологическая подготовка спортсменов, получивших травму.

Слушателям была предоставлена возможность получить дополнительную литературу по спортивной психологии в электронном виде.

 

 

Участие Лаборатории в XII Международной научно-практической конференции "Рудиковские чтения-2016"

26-27 мая 2016 г. на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) прошла XII Международная научно-практическая конференция "Рудиковские чтения-2016".

Руководитель Лаборатории О.В.Тиунова выступила на конференции с двумя докладами: Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов и Пятилетний опыт организации и проведения курсов повышения квалификации "Спортивная психология" (соавторы Фомиг Г.К., Рыльцов В.О.).

Публикации представлены у нас на сайте.

 

english version | карта сайта

img2
img22
leviy
leviy_labirint
kollaj3
kollaj4
piramida
piramida2
piramida3
© Лаборатория физической культуры
и практической психологии, 2005-2017
Создание сайта comfysite.ru
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика